Антимонопольное законодательство : процесс развития России, страница 16

Ужесточение ответственности за совершение деяний, сдерживающих конкурентную борьбу, также организация взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов станут способствовать не столько подавлению преступлений, но и их профилактике.

Вместе с тем нужно будет учесть, что излишнее усиление антимонопольного регулирования может оказать отрицательное воздействие на состояние конкурентоспособной среды, снижая стимулы для предпринимательской деятельности и сдерживая эффективные для финансового становления деловые практики.

В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства будут реализованы следующие меры:

·  внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;

·  уточнены положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части включения в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц субъектов естественных монополий, а также порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении;

·  организовано взаимодействие антимонопольного органа с правоохранительными органами в целях выявления картельных соглашений.

Глобализация мировой экономики будет сопровождаемым повышением численности транснациональных слияний и расширением монополистической деятельности.

В связи с этим становление международного сотрудничества России в сфере конкурентоспособной политики является существенным моментом, обеспечивающим охрану конкурентной борьбы на отечественном рынке России и способствующим доступу отечественных экспортеров и инвесторов на внешние рынки.

Основной целью совместной работы с Европейским союзом считается создание равных условий конкурентной борьбы на едином финансовом пространстве, уничтожение неоправданных барьеров для независимого перемещения продуктов и услуг, предотвращение ограничений конкурентной борьбы как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.

В масштабах совместной работы со странами СНГ главный задачей является формирование успешной системы взаимодействия конкурентных ведомств стран - соучастников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентоспособной политической деятельности и подавление антиконкурентной практики на пространстве организации.

В качестве мер, нацеленных на стимулирование становления международного сотрудничества в сфере конкурентной борьбы, необходимо:

1.  включить раздел о конкурентной борьбе в свежее соглашение между Российской Федерацией и Европейским союзом, в котором найдут свое отражение цели и ключевые направления совместной работы в области конкурентоспособной политики и право применения;

2.  активизировать роль антимонопольного органа в работы интернациональной конкурентоспособной сети, объединяющей большую часть конкурентных ведомств мира, что даст возможность участвовать в обсуждении многосторонних правил регулировки конкурентной борьбы и путей решения важных задач становления конкурентоспособной политики;

3.  развивать сотрудничество с антимонопольными органами стран - соучастников СНГ в масштабах Межгосударственного совета по антимонопольной политике, даже путем проведения общих расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках;