Научная реклама и ее восприятие потребителем

Страницы работы

Содержание работы

Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

Факультет социологии

Обзор литературы для курсовой работы

на тему: «Научная реклама и ее восприятие потребителем» «Consumers' perception of scientific advertising»

Выполнили: студентки 2 курса факультета социологии 231 группы Евстратова Светлана

Научный руководитель:

Москва           2011 год

Оглавление

Обзор литературы.. 5

Вступление. 5

Глава I. Наука и общество. 6

Теории Роберта Э. Парка. 6

Теории Альфреда Шюца. 7

Императивы научного этоса Роберта Мертона. 7

Функции науки по Джону Зиману. 9

Глава II: Наука и её взаимодействие с современным обществом.. 12

Отношение к науке в современном обществе. 12

Науки и СМИ: проблемы и пути взаимодействия. 16

Взаимодействие науки и коммерческой сферы: наука и реклама. 17

Причины использования научных контекстов и образа ученого в рекламе. 18

Влияние рекламы на авторитет и восприятие науки. 20

Глава III: Реклама с использованием научных контекстов. 23

Общие данные о применении рекламы, содержащей научную информацию.. 23

Отношение к рекламе в России. 25

Восприятие научной рекламы потребителем.. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Методологический блок. 33

Проблемная ситуация. 33

Проблема исследования. 33

Цель. 34

Эмпирический объект. 34

Теоретический объект. 35

Предмет. 35

Задачи. 36

Гипотезы.. 36

Основные понятия исследования. 38

Предварительный системный анализ объекта исследования (структурная схема) 42

Таблица интерпретации и операционализации. 43

Список используемой литературы: 53

Выборка. 54

Определение объема выборки на каждом этапе отбора. 55

Этап 1. Определение специализации ВУЗов. 55

Этап 2. Определение ВУЗов по специальностям. 55

Этап 3. Определение факультетов для опроса. 56

Этап 4. Распределение по курсам. 56

Этап 5. Распределение по гендеру. 57

Этап 6. Выбор респондентов. 57

Пилотаж.. 58

Анкета до пилотажа. 63

Анкета. 97

Описательная статистика. 114

Отборочные вопросы   …………………………………………………………...114

Блок 1. Отношение к рекламе. 118

Блок 2. Отношение к науке. 152

Блок 3. Доверие к научной рекламе. 172

Блок 4. Социально-демографические характеристики. 193


За чистую математику, и пусть она никогда не будет никому полезной!

Застольный тост, который в ходу у ученых в Кембридже[1]

Обзор Литературы

Вступление

В современном мире наука все больше вовлекается в коммерческую сферу. Результаты исследований все чаще применяются не столько для расширения и преумножения научного знания, сколько для увеличения продаж всевозможной продукции различных фирм и корпораций.

Не смотря на то, что, в общем и целом, интерес к науке неуклонно падает[2], товары, созданные и разрекламированные на основе научных разработок, пользуются спросом и вызывают интерес у покупателей.

Главная особенность этой темы заключается в том, что «вторжение» научного знания в сферу рекламного бизнеса началось сравнительно недавно и на сегодняшний день популяризация науки в СМИ набирает обороты. На сегодняшний день трудно делать какие-либо предположения о будущем науки и рекламы, однако, проследив, как складывались взаимоотношение науки и общества многие десятилетия, мы можем придти к лучшему пониманию тех факторов, которые сегодня заставляют людей верить рекламным слоганам, содержащим научный контекст.


Глава I. Наука и общество

Накануне Научно-Технической Революции, когда мир только готовился встретить те невероятные достижения прогресса, которые сегодня кажутся нам безнадежно устаревшими, ученые уже начали задумываться о том, какие последствия окажет «изменение интеллектуального климата» на социальную, экономическую и политическую жизнь людей.

Теории Роберта Э. Парка

Так, в своей работе «Физика и общество» Роберт Парк пишет: «…вследствие перемен в условиях жизни, обусловленных техническими изменениями, происходило общее изменение отношения ученых и современного мира к связи науки с человеческим благосостоянием»[3]. Таким образом, наука перестала существовать как абстрагированный социальный институт и вступила во взаимосвязь со всем остальным миром, чем вызвала радикальные изменения в образе мысли и действия простых обывателей.

С течением времени, нововведения науки и техники меняли человеческие привычки, тем самым неизбежно модифицируя структуру общества и его функции. Наука настолько сильно интегрировалась с системой мировосприятия людей, что начала вытеснять такие явления как суеверия и предрассудки, заменяя их рационализацией фактов и холодным расчетом. Активное внедрение науки так же привело к расширению границ социальных взаимодействий, что, в свою очередь, способствовало накоплению и передаче нового фонда научных знаний. Круг замкнулся, и на каждом витке этого замкнутого круга скорость накопления научного знания неуклонно увеличивалась. Эти изменения требовали от общества быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, однако, Парк, цитируя Брукса Адамса, пишет: «Ни один известный нам тип разума, даже в медленно развивающихся цивилизациях, не может приспосабливаться к изменениям среды так быстро, как изменяется сама среда»[4]. Таким образом, именно это несоответствие легло в основу расширения разделения труда, углубления и специализации каждой отдельной ветви научного знания, что, в конечном итоге, привело к созданию нового морального и культурного порядка во взаимоотношениях науки и общества.

Похожие материалы

Информация о работе