Художественный образ женского платья эпохи джаза., страница 6

Двадцатый век принёс создание единого «фронта» борьбы женщин за свои права. Благодаря этому женщина получила избирательное право, право на образование, стало значительно доступнее трудоустройство, общественное мнение встало на путь признания женской чувственности. Стремясь продемонстрировать свои способности, женщины проявили интерес к таким сферам жизни как политика, спорт, наука. Таким образом, социальная роль женщины в начале двадцатого века претерпела значительные изменения, такие перемены не могли не сказаться на таком чувствительном к социальным изменениям явлении как костюм.

2.2.Кинематограф, как способ трансляции иконографического типа эпохи

В первой четверти двадцатого века появился новый фактор влияния на массовую публику, транслирующий иконографический тип эпохи. Речь идёт и кинематографе.

22 декабря 1895 года братья Люмьер в салоне Гран кафе представили парижской публике свой первый кинопоказ продолжительностью в 50 секунд. Так с комедии «Политый поливальщик», сопровождавшейся фортепьянной игрой, началась эпоха киноискусства[33]. Кинематограф, несмотря на неподвижность кадра и отсутствие озвучивания персонажей, оказался более понятным массовому зрителю искусством, чем театр. Высокий интерес к лентам обеспечил экономическую выгодность предприятия и способствовал становлению кинематографа как самостоятельного искусства. Фактором, ускорившим прогресс киноиндустрии стало появление Голливуда. В 1914 году вышел первый полнометражный художественный голливудский фильм Сесила де Б. Милльема «Муж индианки»[34]. Создание централизованного фильмопроизводства в США обострило конкуренцию на кинорынке и привело к стремительному развитию и популяризации как европейского, так и американского киноискусства.

Кинематограф не только выражал настроение общества, но также формировал художественный образ эпохи. Поведение, внешний вид, манера общения, образ жизни экранных персонажей оказывали существенное влияние на общество. Повинуясь инстинкту подражания, человек преображался под воздействием киногероев. Многообразие проблем, поднятых режиссёрами обеспечило воздействие кинематографа на все сферы жизни. В лентах поднималась тема создания современной семьи в городской среде («Бабушкин внучок. 1922 год, реж. Фред С. Ньюмейер), рассматривалась проблема взаимоотношений между мужчиной и женщиной и влияния на них внешнего окружения в быстроменяющемся послевоенном мире («Наши танцующие дочери» 1928 год, реж. Гарри Бомонт», «Портной из Парижа» 1925 год, реж. П. Берн). Через образы кинозвёзд зрители считывали художественный образ эпохи, её нравы, вкусы, танцы, музыку, костюм. Киноактёр выступал в качестве «проводника», через которого идеи нормы эпохи проецировались на зрителя.

С ростом популярности киноиндустрии влияние актера на публику значительно усилилось. Реалистичность и кажущаяся приближенность артиста к зрителю создали эффект «хорошего знакомого». Это обстоятельство объясняет растущий интерес к личности кинозвёзд. Актёры вызывали восторг и преклонение. Зрители следили за жизнью кумиров, собирали открытки и фотографии с их изображениями. Предметом интереса становились и эксцентричные наряды артистов. Кинозвёзды стали признанными лидерами моды[35]. Это несложно объяснить, ведь красота, тем более в немом кино, была одним из главных инструментов актёра и вынуждала его следить за последними тенденциями и выглядеть максимально привлекательно. Над процессом эстетизации и создания индивидуального, гармоничного образа актёра в Голливуде трудилась целая команда профессионалов. Недосягаемая красота звёзд немого кино вызывала восхищение публики и стремление походить на кумира. Практика тиражирования образов актёров и актрис приобрела небывалый размах. Женщины коллекционировали открытки с изображениями кинозвёзд, имитировали не только манеру поведения любимых героинь, но и макияж, причёски, платья, в которых кинозвёзды появлялись на экранах. Отметим также, что крупные планы позволяли подробно рассмотреть детали платья, лица актёров и актрис. Таким образом, звезды Голливуда и европейского кино превратились в своеобразных “трендсеттеров” и транслировали характерный иконографический тип эпохи в массовую культуру. «Многое из того, что было увидено на экране, стало затем достоянием моды и наоборот»[36].