Художественный образ женского платья эпохи джаза., страница 12

Наименование «американская мода эпохи джаза» едва ли имеет право на существование, так как большинство туалетов, поставлялись из Франции, реже из Англии, или же отшивались в США по французским лекалам. Дэниел Делис Хилл пишет, “Американская индустрия моды 20 века стала гибридом, совместившим две Европейские индустрии 19 столетия: высокую моду Франции и английское массовое производство готового платья”.[54] Полагаю, необходимо пояснить, что из английского массового производства американская мода взяла простой крой, лаконичную форму и функциональность, а из французской систему декора, однако сильно видоизменённую. Несмотря на монополию французских кутюрье в производстве предметов гардероба, их одежда на американцах выглядела совершенно иначе, чем на парижанах. Возможно, причина такого стечения обстоятельств заключается в феномене национальной идеи, в качестве которой в США выступала «американская мечта»,[55] которая располагала к более энергичному, свободному стилю жизни[56]. Соответственно, требования к американскому готовому пошиву по французским лекалам предъявлялись несколько иные, чем в самой Франции. Они были высказаны на страницах американских модных журналов в иллюстрациях и фотографиях. В первую очередь, любопытно отметить, что типаж американских и французских моделей на обложках сильно рознится. На французских обложках Vogue преимущественно изображены романтичные, утончённые и фемининные девушки. Так, например, на обложке сентябрьского номера Vogue Paris 1923 года, выполненной Жоржом Лепапом (Ил. 6)[57], изображена юная девушка, держащая в поднятых руках шарообразный сосуд с розой. Глаза молодой женщины устремлены на цветок, рот в благоговении приоткрыт, в глаза бросается подчёркнуто длинная нежная шея. Костюм представляется необыкновенно замысловатым: приталенный пиджак и узкая юбка дополнены вызывающим красным плащом и красной шляпой, подвязанной кружевной лентой. Отдельно хочется отметить красочный и необычный паттерн костюма: сочетание геометрических фигур жёлтого, оранжевого, красного цветов приводят к тому, что образ кажется невероятно ярким, чувственным и одновременно утончённым; изображения отличаются декоративностью.

Теперь обратимся к американским образцам того же журнала. На иллюстрациях Эдуардо Гарсиа Бенито, который создавал обложки для британского и американского Vogue читается энергичный образ, можно даже сказать, что в таких чертах, как крепкая шея и широкие плечи присутствуют черты мускулинности. Возьмём обложку 1925 года. Поплечно изображённая женщина держит в руке маленькую Эйфелеву башню (Ил. 7). Волосы её убраны под туго замотанный тюрбан, на лицо нанесен яркий макияж. Образ дополняет блуза с мелким черно-белым геометрическим принтом и бижутерия, в основе которой лежит сочетание геометрических тел. Следует сказать, что подобное сочетание выглядит вычурным и выдает отсутствие длительной традиции. Отметим крепкую фигуру девушки, её спортивное телосложение; мы видим независимый и современный образ, но куда менее утончённый, чем французский. Эти обложки – воплощение существенной разницы между претенциозной французской высокой модой и молодым, демократичным американским готовым пошивом. Французская мода формировала утончённый, манящий, изысканный образ, американская – динамичный, прогрессивный образ нового века.