Художественный образ женского платья эпохи джаза., страница 20

В первую очередь следует упомянуть американскую марку одежды для купания Jantzen – крупнейшую фабрику в мире по производству купальников. Именно для этого бренда Кларк создал революционный рекламный логотип с изображением плывущей девушки в красном слитном костюме с открытыми руками, плечами и ногами (1920)[90]. Этот вариант купальника модельеры предложили в 1920 году. Купальник был создан из вязанного полотна, смешенного с прорезиненным эластаном, держащим форму изделия. Новаторство заключалось не только в примененной ткани, но и в фасоне: впервые длинна шорт поднялась настолько высоко, а плечи и грудь оказались открыты. Женщина, выбиравшая такой купальный костюм уже не боялась собственной сексуальности, не могла быть наказана за чувственную красоту своего тела. Спортивное телосложение, пришедшее на смену пышным формам также способствовало развитию подобного нового типа купальника. Тем не менее по-прежнему существовали правила, которые необходимо было соблюдать: так, например, нижний край купальника не должен был подниматься выше 15 сантиметров от колена. В середине двадцатых годов производство купальников велось в двух направлениях: для профессионалов и для обывателей. Нас интересует более вторая группа, так как именно в ней проявлялась фантазия кутюрье. Следует сказать, что наиболее интересные купальники можно увидеть на групповых фотокарточках. Их шили частные модистки, имён которых преимущественно не сохранилось. Рассмотрим купальный костюм итальянки на фото 1927 года (Ил. 21). На первый взгляд, купальник кается довольно обычным. Чёрный цвет, шортики, открытые руки и ноги. Однако, очень любопытно, как девушка обходит правило пятнадцати сантиметров. Шорты имеют по бокам два откровенных выреза, соединенные каждый двумя резинками. Таким образом, девушка усовершенствовала стандартную модель купальника, найдя способ обойти запрет и открыть бедра, не нарушая правила. Другим примером может послужить фотоснимок француженки 1928 года (Ил. 22). Девушка в купальнике изображена с зонтиком в руках и в панаме. Её купальник обильно декорирован: на лямках на груди и на спине модистка поместила банты, а на бедре – шнуровку. Как и итальянка, француженка нашла способ открыть бедра путём использования шнуровки. В целом, такого рода идеи встречаются на снимках середины двадцатых довольно часто, что говорит о том, что женщины были достаточно раскрепощены, чтобы позволить себе открывать ноги даже больше, чем было дозволено.

Настоящими шедеврами эпохи представляются купальники Жана Пату из коллекции 1927 года (Ил. 23). Прежде всего, следует отметить, что Жан Пату постоянно экспериментировал с составом ткани. Чаще всего в его моделях эластана в ткани содержалось значительно больше, это сохраняло купальник в достойном состоянии длительное количество времени. Рассмотрим фотокарточку с показа, на которой представлены все три варианта купальника. Купальные костюмы имеют общие черты, что логично, ввиду их принадлежности к одной коллекции. Костюмы с открытыми плечами, руками, ногами, с шортиками, ремнями на линии талии. Два из трех представленных купальников имеют овальную горловину, один V-образый вырез. Манекенщицы в купальниках Пату выглядят очень энергичными. Динамику костюмам придаёт Любимая Пату полоска. Такой принт, размещенный на бедрах и на линии груди и пояс на талии выгодно подчёркивали красоту женского тела, делая его более пленительным. Любопытно, что в качестве декоративного элемента на груди купальников Пату разместил египетскую символику, как бы отдав дань тенденциям ориентализма, в частности увлечению культурой Древнего Египта, возникшему после открытия Картером в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона.

Таким образом, на основании приведенных выше примеров, мы можем констатировать, что в культуре одежды для купания в эпоху джаза отразилась одна из доминантных художественных черт женского платья: снижение нравственных требований к поведению женщины. Однако, нельзя не сказать, что в обществе по-прежнему сохранялись многие предрассудки, выразившиеся в сфере костюма в таких чертах, как соблюдение норм длинны купальника, неприемлемой оставалась и идея открытого купальника. С послевоенной эпохой пришло признание того факта, что в поведении женщин, как и в поведении мужчин, с физиологической точки зрения имеют место чувственность и полигамические тенденции, что и у женщины в вопросе половых отношений должен быть выбор.