Художественный образ женского платья эпохи джаза., страница 2

Среди множества исследований по истории моды наиболее интересными кажутся следующие работы. Сборник статей и эссе под редакцией Адама Герчи «Мода и искусство»[6] можно рассматривать как полноценное исследование по истории моды, в котором широко освещается вопрос сосуществования моды и искусства в разные эпохи, а также рассматриваются теоретические и исторические аспекты моды.  Рассматривая платья, созданные коллоборацией художников и модельеров, таких, как, например, Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, и прослеживая влияния произведений изобразительного искусства и архитектуры на формы и паттерны дамских платьев, авторы ставят вопрос о точках соприкосновения и взаимном влиянии модной индустрии и искусства. В эссе Адама Герчи «Новое время: три решающих момента в пересечении искусства и моды» поднимается вопрос о понимании системы моды как одного из инструментов воздействия на общественное мнение, в связи с этим Герчи рассматривает дамское платья как явление, способствующее утверждению нового женского образа эпохи.

В вопросе изучения философии моды полезной была работа Жиля Липовецкого «Империя эфемерного. Мода и её судьба в современном обществе»[7]. В книге приведены причинно-следственные связи между изменениями стиля и основными культурными, социальными событиями того или иного периода. Излагая историю моды вплоть до нашего времени, автор подчёркивает теснейшую взаимосвязь творческих концепций ведущих модельеров с основными проблемами эпохи, размышляет над причинами обольстительности модной индустрии. Автор поднимает проблему истолкования моды, как социального феномена, теоретизируя её. Сочинение является источником, содержащим в себе ряд новаторских концепций по истории моды, однако интересующий нас этап освещается эпизодично.

Мощным фактором влияния на иконографический образ дамского платья двадцатых годов стал кинематограф. Кинокостюму немого кино посвящена книга Лэндис Надолман «Век голливудского дизайна костюма»[8]. Автор анализирует кинокостюмы, подробно рассматривает процесс создания платьев, размышляет о влиянии образов героев немого кино на формирования иконографического типа эпохи, рассуждает о том, почему распространение кинематографа стало одной из причин радикального изменения нравственных норм эпохи. Работа представляется очень полезным источником для изучения влияния образов кинозвёзд на архетип эпохи джаза.

Полезной в исследовании влияния кинематографа на трансформацию художественного образа платья эпохи джаза представляется статья Рикардо Сулуэта «Плавающий гендер: трансатлантическое влияние на образ травести в американском немом кино».[9] Рассматривая культовые образы немого кино, автор развивает идею влияния киногероев и их костюмов на вирилизацию и маскулинизацию женского костюма в начале двадцатого века. Сулуэт приходит к мысли, что кросс-гендерные переодевания положили начало лояльному отношению к появлению в женском гардеробе таких мужских предметов как пиджак, брюки и трикотажные вещи.  

Вопрос влияния гендерного фактора на моду двадцатых годов затронут в книге французского автора Кристины Бар «Политическая история брюк»[10] Рассматривая брюки не просто как предмет одежды, а как полноценный символ власти и доминанта гендера, Бар пытается понять, чем были вызваны внезапные нарушения «гендерного кодекса» в начале двадцатого века. Прослеживая историю брюк со времени появления термина «панталоны» и до наших дней, автор затрагивает вопросы эмансипации женщин и влияния феминизма первой волны на трансформацию архетипа эпохи.

В работе, посвященной исследованиям в области истории моды особенно ценными представляются каталоги и издания, содержащие качественные фотоснимки, репродукции журнальных обложек и эскизов платьев. Костюм платья эпохи джаза освещается в одной из глав книги К. Блэкмэн «100 лет модной иллюстрации»[11]. Автором отмечены наиболее яркие творения иллюстраторов, освещены основные стилевые тенденции эпохи. В небольшом, но информативном сопроводительном тексте Блэкмэн подробно рассматривает характерные изменения в дамском и мужском костюме на примере работ известных иллюстраторов. В книге приведены также обложки журналов Vogue и Harpers Bazaar, что является особенно полезным для данной работы.