3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА С ОДНОСТУПЕНЧАТЫМ ЗУБЧАТЫМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РЕДУКТОРОМ
3.1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА
Общий КПД привода (см. рис.2.1): η=ηм∙ηред∙ηм – для схемы 1; η=ηрем∙ηред∙ηм – для схемы 2; η=ηм∙ηред∙ηцеп – для схемы 3;
η = ηм∙ηред∙ηз.пер – для схемы 4, где ηм=0,98 – КПД муфты; ηред=0,97 – КПД редуктора (табл. П1); ηрем=0,96 – КПД ременной передачи (см. табл. П1); ηцеп=0,96 – КПД цепной передачи (см. табл. П1).
Требуемая мощность электродвигателя, кВт,
Ртр=Рвых/η.
Выбираем асинхронный электродвигатель серии 4А с номиналь-ной мощностью Рдв ≥ Ртр и заданной синхронной частотой вращения nс(табл. П2). Номинальная частота вращения вала двигателя, мин־¹,
nдв=nс(1 – s/100), где s – относительное скольжение, %.
Записываем условное обозначение выбранного двигателя.
Определяем расчётное передаточное число привода:
uпр.рас.=nдв/nвых,
где nвых=30ωвых/π – частота вращения приводного вала рабочей маши-ны, мин־¹.
Частные передаточные числа передач, входящих в привод:
для схемы 1 номинальное передаточное число редуктора uред рав-но uпр.рас., округлённому до ближайшего стандартного значения (табл. П4);
20
Частоты вращения и угловые скорости валов:
для всех схем привода (см. рис. 2.1) на валу электродвигателя no=nдв, ωo=πno/30;
для схемы 1 на быстроходном валу редуктора n1=no, ω1=πn1/30; на тихоходном валу редуктора n2=n1/uред, ω2=πn2/30; на приводном валу рабочей машины n3=n2, ω3=πn3/30;
Мощности Р, Вт, и вращающие моменты Т, Н∙м:
для всех схем привода на валу электродвигателя
Р0=Ртр, Т0=Р0/ωо;
для схемы 1 на быстроходном валу редуктора Р1=Р0∙ηм, Т1=Р1/ω1;
на тихоходном валу редуктора
Р2=Р1∙ηред, Т2=Р2/ω2;
на приводном валу рабочей машины Р3=Р2∙ηм, Т3=Р3/ω3;
21
Результаты кинематического и силового расчёта привода зано-сятся в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Значения кинематических и силовых параметров на валу
Номер вала |
n,мин־¹ |
ω, с־¹ |
Р,Вт |
Т,Н∙м |
0
1
2
3
3.2. РАСЧЁТ РЕДУКТОРНОЙ ПЕРЕДАЧИ
На основании требований технического задания и результатов кинематического и силового расчёта привода определяем исходные данные для расчёта передачи (табл. 3.2).
Предварительно выбираем материал со средними механическими характеристиками (табл. П5): для шестерни – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость HB269…302; для колеса – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость HB235…262.
Определяем допускаемые напряжения для шестерни и колеса (табл. П6 и П7), где КHL=1, КFL=1 для редуктора с длительной экс-плуатацией; средняя твёрдость:
для шестерни HBср=(269+302)/2;
для колеса HBср=(235+262)/2.
Определяем межосевое расстояние aw, мм; нормальный модуль m, мм; числа зубьев шестерни z1 и колеса z2; фактическое передаточное число редуктора uф и окончательный угол наклона зубьев β, град. (табл. П8).
Выполняем расчёт основных геометрических параметров переда-чи (табл. П10). Проверяем пригодность заготовок колёс (табл. П11).
Проверяем передачу на контактную (табл. П12) и изгибную (табл. П16) выносливость и на кратковременную перегрузку (табл. П21).
22
Таблица 3.2 |
|||||
Данные для расчёта редукторной передачи |
|||||
Наименование |
Размерность |
Обозначение |
Величина |
||
Крутящий момент |
Н∙м |
Т2 |
|||
на колесе |
|||||
Частота вращения |
мин־¹ |
n2 |
|||
колеса |
|||||
Передаточное число |
uред |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.