Методика курсового проектирования деталей машин, страница 7

3.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА С ОДНОСТУПЕНЧАТЫМ ЗУБЧАТЫМ ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РЕДУКТОРОМ

3.1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА

Общий КПД привода (см. рис.2.1): η=ηм∙ηред∙ηм – для схемы 1; η=ηрем∙ηред∙ηм – для схемы 2; η=ηм∙ηред∙ηцеп – для схемы 3;

η = ηм∙ηред∙ηз.пер для схемы 4, где ηм=0,98 – КПД муфты; ηред=0,97 – КПД редуктора (табл. П1); ηрем=0,96 – КПД ременной передачи (см. табл. П1); ηцеп=0,96 – КПД цепной передачи (см. табл. П1).

Требуемая мощность электродвигателя, кВт,

Ртр=Рвых/η.

Выбираем асинхронный электродвигатель серии 4А с номиналь-ной мощностью РдвРтр и заданной синхронной частотой вращения nс(табл. П2). Номинальная частота вращения вала двигателя, мин־¹,

nдв=nс(1 – s/100), где s – относительное скольжение, %.

Записываем условное обозначение выбранного двигателя.

Определяем расчётное передаточное число привода:

uпр.рас.=nдв/nвых,

где nвых=30ωвых/π – частота вращения приводного вала рабочей маши-ны, мин־¹.

Частные передаточные числа передач, входящих в привод:

для схемы 1 номинальное передаточное число редуктора uред рав-но uпр.рас., округлённому до ближайшего стандартного значения (табл. П4);


20


Частоты вращения и угловые скорости валов:

для всех схем привода (см. рис. 2.1) на валу электродвигателя no=nдв, ωono/30;

для схемы 1 на быстроходном валу редуктора n1=no, ω1n1/30; на тихоходном валу редуктора n2=n1/uред, ω2n2/30; на приводном валу рабочей машины n3=n2, ω3n3/30;

Мощности Р, Вт, и вращающие моменты Т, Н∙м:

для всех схем привода на валу электродвигателя

Р0=Ртр, Т0=Р0о;

для схемы 1 на быстроходном валу редуктора Р1=Р0∙ηм, Т1=Р11;

на тихоходном валу редуктора

Р2=Р1∙ηред, Т2=Р22;

на приводном валу рабочей машины Р3=Р2∙ηм, Т3=Р33;


21


Результаты кинематического и силового расчёта привода зано-сятся в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Значения кинематических и силовых параметров на валу

Номер вала

n,мин־¹

ω, с־¹

Р,Вт

Т,Н∙м

0

1

2

3

3.2. РАСЧЁТ РЕДУКТОРНОЙ ПЕРЕДАЧИ

На основании требований технического задания и результатов кинематического и силового расчёта привода определяем исходные данные для расчёта передачи (табл. 3.2).

Предварительно выбираем материал со средними механическими характеристиками (табл. П5): для шестерни – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость HB269…302; для колеса – сталь 40Х, термическая обработка – улучшение, твёрдость HB235…262.

Определяем допускаемые напряжения для шестерни и колеса (табл. П6 и П7), где КHL=1, КFL=1 для редуктора с длительной экс-плуатацией; средняя твёрдость:

для шестерни HBср=(269+302)/2;

для колеса HBср=(235+262)/2.

Определяем межосевое расстояние aw, мм; нормальный модуль m, мм; числа зубьев шестерни z1 и колеса z2; фактическое передаточное число редуктора uф и окончательный угол наклона зубьев β, град. (табл. П8).

Выполняем расчёт основных геометрических параметров переда-чи (табл. П10). Проверяем пригодность заготовок колёс (табл. П11).

Проверяем передачу на контактную (табл. П12) и изгибную (табл. П16) выносливость и на кратковременную перегрузку (табл. П21).


22


Таблица 3.2

Данные для расчёта редукторной передачи

Наименование

Размерность

Обозначение

Величина

Крутящий момент

Н∙м

Т2

на колесе

Частота вращения

мин־¹

n2

колеса

Передаточное число

uред