Методика курсового проектирования деталей машин, страница 12

Р  и с. 3.5. Типовая конструкция тихоходного вала редуктора

Диаметр вала под колесом, мм,

dк2=dП2+2t1.

Диаметр упорной ступени вала, мм,

dУ2=dк2+2t1.

Цель эскизной компоновки – определение положения элементов передач относительно опор (подшипников). Эскизная компоновка (рис. 3.6) выполняется в соответствии с требованиями ЕСКД на мил-лиметровой бумаге формата А1 карандашом в тонких линиях, жела-тельно в масштабе 1:1, и должна содержать одну проекцию – разрез по осям валов. Шестерня и колесо вычерчиваются в виде прямо-угольников. Длина ступицы колеса принимается равной ширине вен-ца и не выступает за пределы прямоугольника. Зазор между торцом


35


шестерни и внутренней стенкой корпуса 1=1,2δ, где δ=0,025аw+1 толщина стенки корпуса редуктора, δ≥8. Зазор от окружности вершин зубьев колеса (шестерни) до внутренней стенки корпуса 2=δ. Если диаметр окружности вершин зубьев шестерни меньше наружного диаметра подшипника, то 2 надо откладывать от наружного кольца подшипника. Зазор между днищем корпуса и поверхностью колеса

0 ≥ 4δ.

1

2

2

a

3

a

l

1

2

l

da1

l

da2

1

2

b

b

1

2

l

l

1

2

o

aw

3

l

Р и с. 3.6. Пример эскизной компоновки цилиндрического редуктора

Предварительно выбираем радиальные шариковые подшипники (табл. П35) и схему установки «враспор» (табл. П36). Параметры подшипников средней (легкой) серии выбираем по диаметру dП1 и dП2 (табл. П37) и заносим их в табл.3.4.

Таблица 3.4

Параметры подшипников

Вал

Подшипники

Обозначение

d∙D∙B(T),мм   Сr, кН  С0, кНα, град   е

Быстроходный

Б1

Тихоходный

Т2

Расстояние от внутренней стенки корпуса до торца подшипника ∆3=8…12 мм при смазывании подшипников пластическим смазоч-ным материалом (окружная скорость колеса V<2 м/c, в труднодос-тупных местах, а также для опор вертикального вала) и ∆3=5 мм при смазывании подшипников разбрызгиваем масла, залитого в картер, вращающимся зубчатым колесом.


36


Расстояния а12) от торца подшипника быстроходного вала до точки приложения его радиальной реакции определяются по формулам:

а=В/2 – для радиальных шариковых подшипников;

а= В+(d+D)×tg – для радиально-упорных шариковых под

2  4

шипников;

а=T+(D+d)×e– для конических роликовых подшипников.

2                    6

Величины В, Т, d, D, α и е выбираем из табл. 3.4.

Расстояние от точки приложения радиальной реакции подшипни-ка до точки приложения силы давления цепной передачи (сил в заце-плении открытой зубчатой передачи) (см. рис. 2.1)