Методические указания по определению основных условий технологии перевозки.Требования к оформлению и составу курсового проекта, страница 12

2.5.1.  Общие требования к размещению груза по трюмам

Наряду с нахождением общего количества груза, которое следует погрузить на судно, необходимо определить количество груза по отдельным трюмам.

Груз размещается равномерно по трюмам для создания нормальной посадки судна, для исключения чрезмерных прогибов и перегибов корпуса судна, большого крена и предельного дифферента. При распределении груза по трюмам рекомендуется размещать его пропорционально вместимости грузовых трюмов.

В реальных условиях при погрузке груза в речных портах, как правило, для судна смешанного плавания создается небольшой дифферент в корму судна с таким расчетом, чтобы с учетом расходования топлива и воды в течение рейса судно проходило участки с ограниченной глубиной на внутренних водных путях без дифферента или с минимальным дифферентом в корму.

Запасы топлива и воды на судне смешанного плавания пополняются при выходе в море из устьевого порта. После прохождения лимитирующих участков пути величина дифферента может регулироваться перемещением судовых запасов (топлива или воды) между определенными цистернами или приемом некоторого количества балласта в соответствующие балластные танки.

Для предварительной оценки размещения груза по отдельным грузовым трюмам судна предлагается использовать формулу:

Pi  = , тонн                                     [2.32.]

где:     Рi  - масса груза в i -oм трюме, тонн;

Vi– объем  i -го трюма, м3 (см. табл. 8 Прил. 1);

Ргр - общая масса груза, погруженного во все трюмы, т. (см. табл. 2.4.);

W - грузовместимость судна, м3 (см. табл. 8 Прил. 1 или табл. 2.4.).

Определив количество груза по отдельным грузовым трюмам судна, необходимо определить объем заполнения трюмов грузом, т.е. объем груза в отдельном трюме (с учетом пустот), используя следующую формулу:

Viг = Рi   *  µ  ,   м3                                                             [2.33.]

где:     Viг - объем груза в i - oм трюме (с учетом пустот), м3;

Рi  - масса груза в i -oм трюме, тонн;

µ - удельный погрузочный объем груза, м3/т.

2.5.2  Расчет весовых нагрузок при планируемой загрузке судна

Первоначально весовые нагрузки и координаты весовых нагрузок для выполнения рейса для конкретного судна выбираются по таблице 9 Приложения 1. В таблице для каждой статьи весовой нагрузки судна имеются исходные данные для самостоятельных расчетов: вес в тоннах, возвышение центра тяжести над основной линией - аппликата центра тяжести (zg) в метрах, отстояние центра тяжести от миделя судна - абсцисса центра тяжести g) в метрах.

Следует обратить внимание, что в таблице 9 отсутствуют данные весовых нагрузок по грузу в трюмах и палубному грузу, а также аппликата центра тяжести палубного груза, которые необходимо рассчитать самостоятельно.

Следует также иметь в виду, что координаты для грузовых трюмов хg и zg приведены для условий полного их заполнения заданным грузом, поэтому, если объем груза в трюме меньше, чем вместимость этого трюма (см. расчет по формуле 2.25), то возвышение центра тяжести этого груза над основной линией - аппликата центра тяжести (zg) определяется по таблице 23 Приложения 1.

Аппликату центра тяжести палубного груза (zпгg) необходимо рассчитать самостоятельно для тех грузов, для которых возникает необходимость размещения на люковых крышках:

zпгg  =  hдд  +  hтр   +  hлк  +  hпг/2  ,   м                                 [2.34]

где:     zпгg      - аппликата центра тяжести палубного груза, м;

hдд - высота междудонного пространства (двойного дна), м – (см. табл. 7 Прил. 1);

hтр - высота грузового трюма, м (см. табл. 8 Прил. 1):

hлк - высота люковой крышки, м (см. табл. 8 Прил. 1);

hпг - высота палубного груза, м (расчет - см. ниже).

Высота палубного груза:

а) универсальные контейнеры:

Высота палубного груза определяется перемножением высоты контейнера (находится из справочника по типу контейнера) на количество ярусов (см. ограничения по п. 2.4.2.3).