Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 9

На Востоке философия получает развитие в трудах выдающегося врача Ибн Сины (Авиценны) - 10 - 11 века н.э. Он исходит из возможности ее познания ( с помощью эксперимента и теории). Аберрозе  (Ибн Рушд, 12 век) разработал теорию " двойственной истины" - истина разума не может противоречить истине священных книг; они находятся в разных плоскостях.

Вопрос № 15. Философия эпохи возрождения. Антропоцентризм пантеизм культуры возрождения.

Эпоха Возрождения- это эпоха перехода от феодализма к капитализму. ЕЕ время XV- конец XVI века. Основные представители- гуманисты: Н. Кузанский, Ф. Петрарка, Лоренце Валла, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, М.Фичино, Э. Ротердамский, Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Бруно, Галилей, Парацельс, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла и др.

Эта культура начала развиваться в крупных торговых итальянских городах. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела обусловил развитие техники, естествознания и математики. Все это требовало освобождение разума от схоластики и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. Выразителями этой идеи стали гуманисты, которые возрождали идеи античности и создали идеологию гуманизма, т.е. утверждали ценность свободного человеческого разума, ценность стихийной индивидуальности человека. Характерными чертами философии Возрождения являются:

1) Антропоцентризм- представление о человеке как центре мироздания, через которого понимается все сущее. Человек ставится на одну ступень с богом.

2) Пантеизм - идея отождествления бога с природой (бог растворен в природе. Идеи Н. Кузанского и Парацельса). Натурфилософ, немецкий врач Парацельс видит в природе живое целое, пронизанное магическими силами.

3) Гуманизм- человеколюбие, идея ценности человека.

В XVI веке развиваются идеи гелиоцентризма- земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Основоположник этой идеи Коперник, потом она развивалась Галилеем, Кеплером, Ньютоном.

Вопрос № 16 особенности философии нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Социально- политической и естественно- научной основой философии Нового времени явились развитие капитализма и подъем науки и техники.

Особенность этой философии: 1) тесная связь с развитием науки; 2) критика схоластики, догматизма, религии; 3) обоснование буржуазной идеологии; 4) идея Разума- как основы миропорядка и фундамента творчества.

Родоначальником английского материализма был английский ученый Френсис Бэкон. Он считал, сто только опытное (эмпирическое) исследование природы дает полную истину.

Цель познания- расширение мощи и господства над природой. "Знание- Сила". Задача философии- выработка единого метода познания мира- эмпирического, который опирается на индукцию, анализ, наблюдения, эксперимент). Эти идеи развивали английские философы Т. Гобс и Дж. Локн. Т.Гобс материю сводил к веществу, к "телам", а ее движение- к механическому перемещению в пространстве. В теории познания он был крайним сенсуалистом (источник нашего знания о мире- чувства). Мышление, по его мнению, лишь внешние операции с тем, что дано нам в чувствах. Дж. Локн в "Опыте о человеческом разуме" развивает такие идеи сенсуализма. Эти философы- представители материалистического эмпиризма.

Существовал также идеалистический эмпиризм, его представители англичане Дж. Бернли и Д. Юм. Бернли пришел к субъективно- идеалистическим выводам, говоря, что весь мир есть мое ощущение. "Существовать- значит быть воспринимаемым". Давид Юм был агностиком, т.е. он сомневался в существовании внешнего мира, говорил, что "опыт есть поток впечатлений". Источник наших знаний- вера.

Противоположным методом эмпиризма явился метод рационализма, представителями были Р. Декарт (французский математик и философ), Б. Спиноза (голландский философ), Г. Лейбниц (немецкий философ).

Рационализм- это философский метод познания мира, в котором признается разумное постижение разумно- устроенного мира.