Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 25

Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организационным уровнем он включен в природную связь явлений, а своим личностным он обращен к социальному бытию. В истории философии и науки существовали упрощенные трактовки сущности человека, в которых человек сводился к биологическому существу (панбиологизм) и противоположения - пансоциологизм. В первых концепциях социальные невзгоды объяснялись природными качествами человека, а во вторых - все сложности негативных социальных явлений сводились к определенным политическим недоработкам.

Эти краткие точки зрения игнорируют тот факт, что человек - социально природное существо. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе.

ВОПРОС 46. СПЕЦИФИКА БЫТИЯ ДУХОВНОГО, ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ.

Духовное

-  это единство сознания и бессознательного;

-  Это знание, которое воплощается, материализуется в естественных и искусственных языках;

-  Это нормы, принципы человеческого общения, нравственность, право, религия, художественное творчество.

Таким образом, духовное можно разделить на две формы:

1)  индивидуализированное духовное - это сознание и бессознательное индивида;

2)  объективированное духовное - это идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - они способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Возникают вопросы: можно ли изучить сознание, какими методами: изнутри (рефлексия - самосознание) или извне.

Специфика сознания - в исключительной подвижности его процессов; в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ понять сознание - это "самоотчет" индивида о происходящем в его сознании. Но этот не полон, а также любой пересказ несовершенен. В этом объективные трудности понимания сознания изнутри.

В науках о человеческом сознании эффективно применяются косвенные методы изучения сознания - физиологические или поведенческие.  Однако, сложность в том, с одной стороны, сознание неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека, а с другой стороны, сознание к ним принципиально несводимо. Элементы сознания внепространственны - они идеальны. Сознание - это субъективный образ объективного мира.

Кроме сознания существует еще бессознательное (Фрейд и его последователи Юнг, Адлер, Фромм). Вопрос о природе бессознательного спорный до сих пор.

Различны подходы к природе сознания в истории философии и науки.

1). Античная философия: сознание - космический разум и универсальная закономерность мира.

2).    Средневековая философия: сознание - синоним души. Ее вдохнул Бог и душа бессмертна; т.е. сознание атрибут Бога.

3).    Новое время. Отождествление сознания с разумом - в рационализме. Или с чувством - в сексуализме. Используют метод интроспекции (самоотчета).

У Спинозы возникает пантеистический подход к трактовке сознания (Сознание тождественно к Богу, а бог тождественен Природе).

4). Натуралистическая трактовка сознания в философии французских материалистов 18 века. Вульгарно-материалистическое понимание сознания - сознание материально. (Мозг также продуцирует мысль, как печень выделяет желчь - Фохт, Бюхнер - вульгарные материалисты).

5). В немецкой классической философии Гегель онотологизирует сознание. Оно является основой мира - это абсолютная идея.

6). Диалектический материализм о природе сознания. Сознание является функцией материи. Сознание идеально. Сознание есть отражение действительности.

ВОПРОС 47.ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ.

Сознание современного человека - это продукт всей всемирной истории. Как оно зародилось? Сознание имеет не только свою социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.