Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 13

Вл. Соловьев создал стройную идеалистическую систему "Философию Всеединства", единства науки и религии, бога и человека, светской и божественной власти, единства всех христианских конфессий. Он оказал серьезное влияние на религиозно- идеалистическую философию. Возникло направление "новое религиозное сознание"- это идеи Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. Они стремились создать неохристианство, занимались богостроительством и критиковали марксизм.

Философские идеи развивались также и литераторами. В творчестве Толстого и Достоевского обнаруживается религиозно- нравственная проблематика. Толстой разработал этику ненасилия (принцип непротивления злу насилием). Достоевский отрицал революционные методы общественной борьбы, утверждал, что русский народ должен объединиться на основе христианского братства.

В конце XIX- начале XX века появилось направление- "русский космизм", представители естественно- научного космизма- Циолковский, Вернадский (идея ноосферы- сферы мыслящего разума- высшей точки развития человечества и космоса) и религиозный космизм- Федоров.         

Вопрос № 23. Особенности философской мысли Беларуси.

Философская мысль на Беларуси зародилась в 14 веке. Но ее духовные истоки находятся в идеях Ефросинии Полоцкой, Туровского, Смолятича. Всплеск духовного развития приходится на эпоху Возрождения (14- 16 вв.). В этот период белорусский читатель знакомится с произведениями Боккаччо, Ротердамского и других писателей гуманистов, издаются переводы античных авторов. Проникают в Беларусь идеи Коперника. Первый крупный представитель общественной мысли Беларуси- Ф. Скорина (15 в.). Он стремится утвердить права человеческого разума, эмансипироваться от церковных традиций. Он желает проникнуть в сущность самого человека, для этого занимается медициной и ботаникой. Продолжатель его традиций Сымон Будный (16 в.). Его деятельность развернулась в период борьбы шляхты против привилегий церковных учреждений. Борьба была под лозунгом Реформации. В работе "О светской власти" Будный с помощью ссылок на Библию доказывал разумность общества, основанного на частной собственности, требовал смягчения феодального гнета. Он отрицал ряд догматов христианства- догмат о бессмертии души.

17- 18 вв. был периодом усиления идейной борьбы философии с религией. Это эпоха позднего Возрождения и просвещения. Представители- С. Полоцкий, Лыщинский, Нарбут и др. В это время выделяются четыре философские направления:

1) схоластический аристотелизм эпохи контрреформации. 

2) ренессансно- гуманистическое направление.

3) материалистически- атеистическое направление.

4) эклектика (синтез аристотелевских идей и новых принципов естествознания 17 в.).

Вопрос № 24. Позитивизм в философии и науке. Постпозитивистские модели динамики научного знания.

Позитивизм- философия позитивного (положительного) знания.

Позитивным знанием считается научное знание, поэтому позитивизм- это одна из разновидностей философии науки.

Позитивизм возник в 30-40- е года19 века. Это первая форма позитивизма. Его родоначальник французский философ Огюст Конт. Развивали его идеи английские философы Милль и Спенсер.

Конт утверждал, что "наука сама себе философия". Он выделил три стадии развития человечества: теологическую, где господствует религия; метафизическую, где правит умозрительная философия; позитивную, где господствует наука (это идеал общества). Философия должна быть собранием научных фактов.

Вторая форма позитивизма: эмпириокритицизм (философия критического опыта)- автор Р. Авенариус- швейцарский психолог и махизм- автор Э. Мах- австрийский физик. Возникли эти идеи на рубеже 19- 20 веков. Роль философии сводится к теории познания (к гносеологии).

"Критика опыта" это очищение" опыта от всех положений, которые носят сверхопытный характер.

"Ощущения" вот единственно доступная человеку реальность (они элементы мира).