Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 4

Миманса - философское обоснование ведийского ритуала.

Основные понятия древнеиндийской мудрости:

Брахман - чистое бытие

Атман - чистое сознание

Дхарма - частица или справедливость, долг

Карма - закон воздаяния

Мокша - (нирвана) - освобождение от мира страданий

Майя - магическая сила творения, иллюзия

Сансара - колесо перерождений

Эти понятия использовались как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных учениях.

Неортодоксальные школы: джайнизм и буддизм выступали с идеей освобождения от мира страданий. Но Махавира (дранизм) считал средством освобождения аскезу (возвышение духа и умерщвление плоти), Сидхарка выбрал средний путь, который ведет к познанию и к нирване. Он высказал 4 благородных истины:

1.  жизнь - страдание

2.  причина страданий - вожделение

3.  можно освободиться от страданий путем ухода в нирвану

4.  для этого существует восьмеричный благородный путь спасения (правильные: вера, решимость, речь, дела, жизнь, мысли, помыслы, созерцание).

ВОПРОС 8.  ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Логика традиционных общинных отношений в середине 1 тысячелетия до н. э., рост научных знаний в области астрономии, математики, медицины, создали благоприятную почву для духовных перемен. 6 век до н. э. в Китае называется временем 100 школ.  Наиболее известные - это конфуцианство (Кун-Цзы или Конфуций), даосизм (Лао-Цзы), моизм (Мо-цзы), легизм (Гуань Чжун, Шан Ян).

Философы стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, критикуя идеи о власти неба, божества над миром. Основой их мировоззрения были древние представления о 5 первоначалах мира: дерево, огонь, земля, вода и металл. Все сущее рассматривается  как борьба и единство двух противоположных начал - инь (женского, темного, тяжелого, мокрого, покоящего) и ян (мужского, светлого, легкого, сухого, активного).

Лао-цзы на этой основе развивал свои стихийно-диалектические, натурфилософские идеи и естественном законе мироздания - Дао (путь тьмы вещей). Дао подчиняется не только земля, но и небо. Человек должен следовать Дао, то есть естественности; должен выполнять два принципа: недеяния и молчание. В учении Лао-Цзы нашли свое отражение наивно-материалистические представления о строении мира из мельчайших неделимых частиц - ци. Продолжателем этой традиции был Мо-Цзы (моизм). Он известен также как критик Конфуция. В отличие от идеи "семейных уз" Конфуция, Мо-Цзы провозгласил принцип "всеобщей любви" и отказ от беспрекословного следования древним обычаям.

Конфуцианство. Кун-цзы был из обедневшего аристократического рода и ценил древние традиции, считал прошлое "золотым веком". Основные категории его философии: Жень - гуманность (не желай другому того, чего себе не желаешь - золотое правило нравственности), Ли - ритуал, И - долг, справедливость. Главный принцип - это идея сыновней почтительности и соблюдения строгих  ранговых различий. Если нет порядка, не будет и процветания в государстве.

Конфуцианство сегодня является идеологическим фундаментом современного китайского общества.

ВОПРОС 9  СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОГ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ)

Древнегреческая мудрость характеризуется многообразием школ и направлений. В ее формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы философского мировоззрения.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Середина 1 тысячелетия до н. э. В Восточном Средиземноморье была эпохой  экономического подъема, расширение торговли, судоходства, колонизации новых земель в Малой Азии и Южной Италии; это было время разрушения традиционных сословных связей. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум.