Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 3

Понятие "диалектика" впервые употребил Сократ, называя так искусство вести беседу, искусство достижения истины в споре. Эти идеи развили Платон и Аристотель (идеи субъективной диалектики). Стихийная диалектика мира развивалась в работах древнегреческого философа Гераклита из Эфеса. Он говорил - "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". "Мир - вечно живой огонь, закономерно возгорающий и закономерно потухающий" (объективная диалектика). В дальнейшем диалектика развивалась в средневековой схоластике (Пьер Абеляр), в немецкой классической философии (Кант - антиномии (противоречия) разума; Гегель - саморазвитие) (идеалистическая диалектика) и в марксистско-ленинской философии (Маркс, Энгельс, Ленин) (Энгельс: диалектика - это учение о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления) (Материалистическая диалектика).

Метафизика - как антидиалектика - это учение о неизменном, постоянном бытии. Она существовала в форме:

1)  метафизика элеатов (Парменид, Зенон);

2)  метафизический материализм 17-18 веков;

3)  антропологический материализм Л. Фейербаха (19 век);

4)  неометафизика (Г. Спенсер) начало 20 века.

ВОПРОС 6.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ И УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ.

В середине 1 тысячелетия до н.э. - в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и Греции - зародились философские идеи. Это был длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемся на знание, полученное в интеллектуальном поиске. VI век до н.э. - это взрыв интеллектуальной энергии, это время Сидхарки Гаутамы (Будда в Индии; Кун-Цзы и Лао-Цзы в Китае; Пифагора , Парменида, Зенона, Сократа в Древней Греции.

Экономическими, социально-политическими и духовными предпосылками рождения философии были:

1.  Скачек в развитии производительных сил  вследствие перехода от бронзы к железу;

2.  Появление товарно-денежных отношений;

3.  Ослабление родоплеменных структур;

4.  Возникновение городских цивилизаций;

5.  Рост оппозиции традиционной мифологии и религии;

6.  Критика традиционных нравственных установок;

7.  Усиление критического духа познания и рост научных знаний;

8.  Появление ситуации личностного выбора человеком стратегии своей жизни.

Философия охватывала мир человеческой жизни, культуру в его многообразии. Философия не первичная форма сознания. К моменту ее возникновения человечество прошло большой путь, накопило различные познания и опыт. Поэтому философия - это особый тип сознания, направленный на осмысление сложившихся форм практики и культуры. Средоточием философского знания является - человек, смысл его жизни и смерти, ценностные основания его бытия и бытия мира культуры.

ВОПРОС 7. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДРЕДНЕЙ ИНДИИ. ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ  ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В Древней Индии  зачатки философских воззрений содержались уже в Ведах - сборниках гимнов в честь богов, которые относятся к середине 2 тысячелетия до н.э.  Веды (знания) позже обросли комментариями и толкованиями (брахманами и упанишадами). Ведические тексты считались священными писаниями. Истинными знатоками и толкователями Вед были жрецы брахманы. Но в 6 -5 веках до н.э. распространились множество критических в отношении брахманизма течений: адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм, чарвака - локаята (материалистическое учение, отрицающее бессмертие души). Это неортодоксальные школы (т.е. отрицающие авторитет Вед). В индии существовали также ортодоксальные школы, т.е. ориентированные на авторитет Вед - 6 даршан (классических школ): Веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса.

Веданта - совокупность школ, разрабатывающих учение о брахмане и атмане.

Санкхья - разрабатывается идея космической эволюции, как соединения пракрити (первопричины) и пуруши (сознания).