Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 24

1.  первобытнообщинную

2.  рабовладельческую

3.  феодальную

4.  капиталистическую

5.  коммунистическую

Главное в Марксизме не объяснение мира, а преобразование его на принципах философии марксизма.

В современной социологии существует ряд немарксистских систем:

1.  теория социальной стратификации (страто- слой) (т.е. социального расслоения)

2.  социологические истории неофрейдизма (Фромм, Хорни)

3.  концепции технологического детерминизма (Белл, Гелбрейт)

4.  концепция "информационного общества - Тоффлер и многие другие.

БИЛЕТ 44ПРОЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. МЕДИЦИНСКИЙ И НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ.

Древние мудрецы говорили: "Для человека нет более интересного объекта, чем он сам". Сократ призывал: "Познай самого себя". История философии полна различных концепций сущности человека. В античности человек рассматривался как микрокосм - часть макрокосмоса. В христианском мировоззрении человек - образ и подобие божье. Он создан богом из праха, в него бог вдохнул бессмертную душу. В нем противоречиво связаны две ипостаси - дух и тело. Человек это арена борьбы добра и зла. Философия Нового времени (17 - 18 в.в.) делится на материалистическую (которая считала человека частью природы - Ламетри, Гольбах) и идеалистическую (сущность человека в его мышлении - Декарт, или в его ощущениях - Берили).

Идеализм 19-20 веков преувеличивал духовное начало в человеке, сводя его или к рациональному или к иррациональному (воля к власти - Ницше, бессознательное - Фрейд). По Гегелю человек медиум (посредник) абсолютной идеи. Через человека она понимает саму себя. В марксизме человек рассматривается через призму практики. Он определяется Марксом "как совокупность общественных отношений". Определяющим условием становления человека является труд, Человек - это биосоциальное существо.

Человек - это единственное существо, которое думает о смысле жизни и смысле смерти, о бессмертии. Для человека важно не только существовать, а знать зачем он пришел в этот мир, какую цель он должен реализовать, в чем смысл его жизни. Это очень сложный вопрос, еще труднее бывает, когда человек теряет смысл своего существования. Это чревато трагическими последствиями. Но человек может вновь найти этот смысл, т.е. понять, что для него есть высшая ценность.

В человеческой культуре существует несколько ценностных ориентацией, т.е. это может быть направленность человека на самого себя, на других людей  (во вне), на потустороннее (на бога). От этого возникают представления о разных и многих смыслах жизни. Еще более трудна проблема смысла жизни. Сегодня в медицинских и немедицинских кругах дискутируется проблема эвтаназии (доброй смерти). Т.е. имеет ли человек право на смерть, если он безнадежно болен. Может ли ему помочь уйти из жизни враг или кто-либо из его окружения. Это медицинская, нравственная, социальная проблема, которая сегодня не может быть решена однозначно.

ВОПРОС 45. ПРИРОДНОЕ. СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, ПРОБЛЕМА ИХ СООТНОШЕНИЯ.

Человек - биопсихосоциальное существо. Т.е. мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным.

Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и в других процессах человеческого организма.

Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживание, память, характер, темперамент.

Социальное выражается в свойствах человека, которые появляются в процессе социализации, когда человек входит в культурно-исторический контекст социума.

В человеке эти три момента переплетены, лишь в абстракции мы можем их разделить.