Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 8

Главное - это учение о сверхразумном первоначале всего сущего. В этой философии наблюдается ремифологизация (возврат к мифологии). Мир состоит из трех частей: природа (неистинный мир), мировой разум и мировая душа.

Мировой разум - это единое - это Бог; оно порождает все остальное, многое. Космос для него был субъектом, универсальным живым организмом.

ВОПРОС 14. СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

Философская мысль средних веков принадлежит эпохе феодализма (5-15 в.в. н.э.). Однако она зародилась уже в переходный период, который называется эпохой античного христианства (1-4 в.в. н.э.). Выделяют три этапа развития средневекой мысли: апологетику, патристику и схоластику. В эти эпохи христианская мысль стремилась усвоить достижения античной философии - платонизм и неоплатонизм, стоицизм, позже аристотелизм. Философия средних веков неоцентрична, т.е. в центре средневековой картины мира находится Бог - творец и промыслитель всего.

Основа антологии (учении о бытии) - идея творения богом (креационизм) мира из ничего.

Основа гносеологии (учении о познании) - идея откровения. Если греческая мысль была синкретична и связана с многобожием (политеизм), то средневековая мысль монотеистична (единобожие).

Средневековая философия, по словам Петра Домиани, стала "служанкой богословия", т.е. должна была использовать мощь своего стационарного аппарата для подтверждения догматов христианства. Однако, на первом этапе существования средневекой философии - на этапе апологетики. Или споры о ценности разума, например Тертуллиан (3 век н.э.) утверждал: "Верую, ибо мыслю (абсурдно)".

1 этап: Апологетика (оправдание, защита) - это ранняя натристика, попытка создать Теологическую систему христианства и защитить его от нападок античных властей и античной мудрости (2-3 века н.э.)

Представители: апостол Павел, Филон Александрийский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Остин.

2 этап:. Патристика - совокупность теологических доктрин отцов церкви 4-8 веков н.

Представители: на Западе Августин Блаженный (использовал идеи Платона). На Востоке (в Византии) - каппадокийский кружок - Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов.

Истоком византийской философии считается сочинение неизвестного автора "Ареопагетики" (~5-6 век н.э.), в него входят трактаты "О божественных именах", "О небесной иерархии", "О таинственном богословии". Основной путь восхождения человека к богу - путь экстаза.

Иоанн Дамаскин (8 век н.э.) - родоначальник средневековой схоластики (трактат "Источник знаний").

Лев Математик (9 век н.э.) - иконоборец, занимался диалектикой, математикой, астрономией.

Исихазм (покой, безмолвие) - путь аскетического, мистического соединения человека с богом.

3 этап: средневековой философии: Схоластика (школьный ученый) - тип религиозного философствования, соединяющий теологические вопросы с рационализмом, проявляющий особый интерес к формально-логическим ппроблемама.

Ранняя схоластика  (11-12 века) - Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо (реализм), Росцеллин (номинализм), Пьер Абеляр (концептуализм). В это время возникает спор о природе универсалий (общих понятий). Реалисты говорят, что понятия реальны, а вещи вторичны. Номиналисты наоборот утверждали, что вещи реальны, а понятия лишь имена вещей.

Зрелая схоластика (12-13 века) развивалась на основе аристотелизма в средневековых университетах.

Существовали разные комментарии Аристотеля, так Абберах (Ибн-Рашид) - арабский мыслитель истолковывал Аристотеля в духе пантеизма (всеобщего обожествления природы). Фома Аквинский (13 век) - западный схоласт - приспособил аристотелизм к нуждам христианства. Его концепция называется томизм. Он разрабатывал идею гармонии вкры и знания ("Есть два пути к одной истине - богу"), разработал пять доказательств бытия бога.