Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 12

Марксизм возник в Германии в 40- х годах XIX века и был творчески развит в России в начале XX века В.И. Ульяновым.

Основоположники марксизма (диалектического и исторического материализма) К. Маркс и Ф. Энгельс.

Предпосылки марксизма: 1) социально- политические условия- обострение классовых противоречий пролетариата и буржуазии; 2) естественно- научные предпосылки- развитие диалектических идей в разных науках: открытие закона сохранения и превращение энергии (Ломоносов, Майер) открытие клеточного строения живых организмов (Шлейден и Швани), создание Ч. Дарвином эволюционного учения; 3) теоретические предпосылки- немецкая классическая философия (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха), английская политэкономия (А. Смит- теория трудовой стоимости), утопический социализм (Сен- Симон, Фурье, Оуэн).

Маркс и Энгельс создали на этой основе научную теорию социализма, утверждая, что только пролетариат сможет разрушить старый мир и построить справедливое общество- коммунизм.

Они создали марксизм- систему научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование общества. Составные части марксизма- диалектический и исторический материализм, политэкономия и научный социализм.

Марксизм отличается от прежних философий тем, что все они пытались объяснить мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его революционным путем.

Основанием для такого вывода служило выработанное ими материалистическое понимание истории, которое заключается в том, что признается решающая роль материального производства по отношению к другим сферам общества.

Прежние материалисты были непоследовательны, т.к. во взглядах на общество они придерживались идеалистического толкования (т.е. считали, мнения людей правят миром).

Маркс и Энгельс вывели формулу материалистического понимания истории: "Общественное бытие определят общественное сознание". Базис (совокупность производственных отношений) определяет надстройку (государство, право, мораль, искусство, философию).

Особенностью марксизма является диалектико- материалистическое понимание мира. Диалектика- это учение о развитии и взаимосвязи явлений природы, общества и человеческого мышления.

Человек понимается как активное, деятельное, преобразующее существо. Человек- это совокупность общественных отношений.

Вопрос № 22. Основные темы и проблемы русской философии XIX- XX вв.

Философская мысль в России формировалась, во- первых, под влиянием достижений мировой философии (философия XVII в. Декарт, Бэкон, философия  XVIII в. Французские просветители, философия  XIX в. Гегель, Кант и др.)

во- вторых, под влиянием социально- культурных процессов России.

Самостоятельное, но еще не системное философствование зародилось в начале XIX в. Это было время философских просветительских идей в духе вольтеровского деизма. В период реакции наступившей после разгрома восстания декабристов Чаадаев поставил вопрос об историческом пути развития России- по сравнении с Западом. В "Философских письмах" он писал, что Россия ничему не научилась у великих народов, однако это может быть не только отрицательным, но и положительным фактом, т.к. она не окаменела как западная цивилизация.

В 30- 40- е года развернулись споры между славянофилами (Киреевский, Хомяков, Аксаков) и западниками (Грановский, Кавелин) об историческом своеобразии России и Европы. Славянофилы говорили о религиозном смирении русского народа. Западники восхваляли Запад.

В 40-60-х годах возникают революционно- демократические идеи в трудах Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Философия по их мнению должна быть обоснованием революционной борьбы трудящихся. Цель борьбы- построение социализма как общества справедливости. Но они как правило были утопистами, выдвигали идеи "крестьянского социализма" (Герцен, Огарев).

Реакцией на революционно- демократическую мысль явились теологизированное гегельянство (Чичерин), религиозно- мистический идеализм (Юркевич, Соловьев) неокантианство и позитивизм (Кавелин, Михайловский).