Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 16

Современная религиозная философия 20 века представлена (в рамках христианства) совокупностью богословских течений трех конфессий. С католицизмом связаны неотомизм, неоавгустинизм, тейярдизм. С протестантизмом- "теология кризиса", "новая радикальная теология", с православием- "метафизика всеединства", "новое религиозное сознание".

Все религиозно- философские концепции содержат явное либо скрытое доказательства бытия бога, идею необходимости религии и ее благотворного влияния на человека. Современной тенденцией является антропологический поворот, т.е. прежде философская мысль шла от бога к человеку, а сегодня от человека к богу. При этом актуализируются христианские гуманистические традиции и чаще вспоминают не бога- творца, а страдающего сына божьего- Иисуса Христа.

Философской доктриной и официальной идеологией современного католицизма является неотомизм (новый томизм- обновленное учение средневекового схоласта 13 века Фомы Аквинского).

Представители: Иоанн Павел II (папа римский), Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Принципы: гармония веры и разума; идея иерархии форм бытия, на вершине которой бог; антропологизация философии (представление о человеке как существе со свободной волей, жизнь его не сценарий бога, а лишь набросок его).

В католицизме развиваются модернистские течения, одним из них явился тейярдизм- философия Тейяра де Шардена, французского иезуита, ученого палеонтолога. Он предложил программу сотрудничества религии и науки. Создал концепцию эволюционного монизма. Человек, по его мысли, центр вселенной, ее вершина, результат эволюции. Эволюция пронизывает всю природу, историю, ее критические моменты: 1) витализация (возникновение жизни); 2) гоминизация (возникновение человека); 3) спиритуализация (зарождение и развитие духа).

Он обосновывает теорию всеобщей одушевленности материи.

Философские основы православия.

Задача православной философии, которая зародилась в 18- 19 веке как "академическая философия" является изучение содержания религиозного миросозерцания. Центральное место отводилось доказательствам бытия божьего. Признавалось единство веры и разума.

Не церковная линия зародилась в конце 19 начале 20 века- это "метафизика всеединства" В. Соловьева (ее принципы- триединство бога; единство истины, духа и красоты; идея богочеловека и "новое религиозное сознание" (Шестов, Лосский, Бердяев, Булгаков и др.). Это была критика старого православия и стремление создать новую религию как "центр общественности" и "стержень культуры".

Вопрос № 30. Бытие как философская проблема. Основные формы бытия, их взаимосвязь.

Понятие "бытие" - является исходной и наиболее абстрактной философской категорией. Синоним бытия- существование. Эта категория имеет три значения. Бытие: 1) это то, что присуще всем вещам, их основание; 2) это определенная целостность мира; 3) это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования.

Философы делят действительность на два вида процессов- на материальные и идеальные, т.е. те которые существуют объективно не зависимо от человека и те, что субъективны, т.е. зависимы от человека. Кроме такого фундаментального деления, выделяют еще формы бытия: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы (природа- это объективная реальность, порождающая человека); 2) бытие культуры0 "второй" природы, т.е. бытие произведенных человеком вещей. Это единство природного материала, опредмеченного духовного, человеческого деятельностью и социального предназначения данных предметов; 3) бытие человека в мире вещей; 4) бытие индивидуального духовного (т.е. сознание и бессознательные процессы психики человека- это субъективная реальность); 5) бытие объективированного духовного- это духовные феномены, которые создал человек, но сейчас они существуют независимо от него и сами оказывают влияние. Это наука, религия, мораль, искусство, мифы и т.д.; 6) бытие социального- бытие человека среди других людей.