Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 6

Учеником и критиком софистов был Сократ - афинский философ 5 века до н. э. Основной философский интерес он сосредоточил на проблеме человека. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. ("Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого"). В отличии от софистов Сократ хотел обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания. Последнее должно быть судьей над первым (надындивидуальное должно быть над индивидуальным). Эта высшая инстанция - разум, который дает не мнение, а всеобщее знание. Но его человек может выработать только сам. Отсюда диалогичная форма философии Сократа. В ходе беседы (диалога) Сократ искал истину вместе с собеседниками. Критически анализировал общепринятое мнение, отбрасывал его, пока не приходил к истине. Действовал он с помощью метода иронии. Он разработал метод диалектика - искусство вести беседу. Цель критической работы ума - получение понятия, основанного на строгом определении предмета. (Что такое добро, справедливость и т.п.) Философия у Сократа имела моральное измерение - это познание того, что такое добро и зло. Знание само по себе добро. А невежество - зло - таков этический рационализм Сократа.

В 399 г. до н. э.  70-летнего Сократа обвинили в том, что он не чтит традиционных богов и развращает юношество, и приговорили к смерти.

ВОПРОС 11.ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА.

Ученик Сократа Платон (5 век до н. э.) создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма. Онтология Платона (учение о бытии): все сущее он делит на две неравноценные сферы - на вечные, самосущие идеи ("Эйдосы") и преходящие, текучие, несамостоятельные вещи чувственного мира. (Он удваивает мир). Также он удваивает и человека, в нем он различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа состоит из двух частей: высшей - разумной, с помощью которой человек созерцает вечный мир идей, и низшей - чувственной. Он сторонник теории и познании как припоминании. (До своего воплощения в тело душа пребывала в сверхчувственном мире идей и созерцала их во всем совершенстве. И теперь в теле она это смутно припоминает).

Платон о государстве: работа "Государство". Он делит людей на три разных типа. В зависимости от того, какая из частей их души преобладает: разумная (философы), аффективная - эмоциональная (стражи), вожделеющая - чувственная (крестьяне, ремесленники). Философы-мудрецы - это правители в его идеальном государстве. Высшая ценность на Земле, по Платону - это справедливое и совершенное государство. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. Платон исповедует идеи этатизма - т.е. идеи государства как высшей цели общественного развития. Государство - это господство всеобщего над индивидуальным.

ВОПРОС 12. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ.

Ученик Платона Аристотель (4 век до н. э.) - самый энциклопедический ум древности. Он подверг критике Платоновскую теорию идей. ("Платон мне друг, но истина дороже"). Он утверждал, что не стоит удваивать сущности. Не существует отдельно от вещей особого мира идей. Любая конкретная вещь есть единство материи и формы (идеи). Но "не дерево делает ложе, не медь изваяние", поэтому существует форма форм, высший ум (нус), который дает законы природе. Он есть вечный перводвигатель, он сообщает круговые движения всем небесным сферам.

Определенные коррективы он вносит в идеи Платона о душе. Аристотель дает типологию души: растительная душа (выполняет функции питания, роста и размножения); животная душа (функция ощущения); разумная душа (рассуждение и мышление). Эта душа присуща лишь человеку. Активный разум вечен и неизменен, он не зависит от тела. Хотя человеку больше присущ низший, пассивный разум. После смерти тела он сливается с вселенским разумом.