Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 17

Понятие бытия в истории философии.

Впервые эту проблему поставил древнегреческий философ Парменид- основатель Элейской школы. Бытие- это то, что мыслится, а небытие то, что помыслить нельзя.

В античной философии бытие трактовалось как космос (как органическая целостность), как первоначало мира (в Милетской школе и у Демокрита). Сократ в V веке до н.э. вслед за софистами обнаружилчеловеческую меру бытия. В середине века бытие делилось на "творящее" (божественное) и "творимое" (земное). Бог- это творец мира и человека.

В Новое время понятие бытия отождествлялось с субстанцией (основа мира, которая не нуждается ни в чем, кроме самой себя), она имеет атрибуты, т.е. неотъемлемые свойства субстанции.

В 19- 20 в. В русле диалектической традиции возникают идеи саморазвивающегося бытия (у Гегеля- это абсолютная идея, у Маркса- саморазвитие природы и общества).

Вопрос № 31. Проблема субстанции и единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм.

Категория "бытие" объединяет по признаку существования самые разные явления и предметы. Можно ли говорить о единстве этих разных сфер или только о их множественности? В философии для этого существует категория "субстанция" (с лат. - то, что лежит в основе)- это понятие, которое обозначает внутреннее единствомногообразных конкретых вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые она существует. Учения, которые объясняют единство мира исходя из одной субстанции, называются монизмом. Может существовать материалистический монизм (когда субстанция- материя) и идеалистический (когда субстанция- идея, дух). Материалисты: Фалес, Гераклит, Спиноза, идеалисты- Платон, Гегель.

Монизму противостоит дуализм - учение, согласно которому в основе мира лежат два начала: материальное и идеальное (Декарт).

Плюрализм - идея множественности начал мира (Лейбниц). Марксизм- это монистический материализм, в нем обосновывается идея материального единства мира. Сознание понимается не как субстанция, а как особое свойство материи на высшем уровне. Также сознание- это отражение материи. Пространство, время, движение- это атрибуты материи. С точки зрения марксизма (диалектического материализма) материя субстанциальна (это бесконечное разнообразие развивающегося мира). Материя существует только в объектах и через них.

Вопрос № 32. Категория материи и ее эволюция в истории философии и науки.

В истории философии существовало три основных концепции материи: субстратная (субстрат- носитель, вещество), субстанциальная (субстанция- основа) и атрибутивная (неотъемлемое свойство).

Слово матери с латинского языка означает- вещество. Это значение термина удерживалось вплоть ло 19 века, до революции в физике. В античной культуре материя означает первовещество- огонь, воду, воздух, атом. Дальнейшее движение мысли вылилось в идею атомарного строения мира. В новое время разрабатывается идея материи- субстанции с такими свойствами как протяженность, телесность, непроницаемость, масса и механическое движение.

В конце 19 начале 20 века назревает кризис традиционного понимания материи. Атом не является более неделимой, мельчайшей частицей материи. Был открыт электрон и другие частицы, обнаружен радиоактивный распад атомов. Фарадей, Максвелл ввели в физику понятие "поле", которое отличалось от вещественной материи. Физики объявили: "Материя исчезла" и повернулись к идеализму, т.к. прежний материализм исповедывал механически- вещественное понимание материи.

Кризис в естествознании и философии нашел свое разрешение в диалектическом материализме. Необходимо было уточнить понятие материи. Этим занялся В.И.Ульянов после поражения первой русской революции. В 1908 г. он пишет работу "Материализм и эмпириокритицизм", в которой он критикует второй позитивизм (Маха и Авенариуса) и обосновывает диалектическое понимание материи: "Материя- это философская категория, данная для обозначения объективной реальности, которая фотографируется, копируется, отражается нашими органами чувств, существуя независимо от них".