Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 26

Еще французские материалисты 18 века высказывали идею о том, что в фундаменте материи лежит общее свойство, родственное ощущению. В.И. Ленин в начале 20 века в работе "Материализм и эмпириокритицизм" развил эту мысль и назвал это свойство отражение. Отражение - есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер отражения зависят от уровня организации материи. Существуют следующие формы отражения:

1). Отражение на неорганическом уровне - на механическом, физическом, химическом.

2). Отражение на органическом уровне: раздражимость, чувствительность, психика.

3). Отражение на социальном уровне - сознание.

Общее для всех этих форм отражения: факт взаимодействия двух систем; следы (отпечатки) взаимодействия; в живой природе и социуме - обратная реакция.

Отражение - это процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета.

Любое взаимодействие включает информационный процесс. Информация - разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом.

Отличие сознания человека от психики животных.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности.

Психика животных - форма приспособительно-инстиктивной деятельности. Некоторые современные ученые утверждают, что высокоорганизованные животные обладают ручным интеллектом, склонны к простой орудийной деятельности и к опережающему отражению.

Сознание человека отличается от психики животных не только способом (это высшая целерациональная форма понимания мира), но и тем, что отражается и что доставляет не только свои природные и материальные потребности, но и духовные. Полет образов, фантазии, мечты, идеалы, нормы - это сложные формы бытия человеческого сознания.

Сознание - это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном контролировании поведения человека.

ВОПРОС 48. ПРОБЛЕМЫ "СОЗНАНИЕ И МОЗГ", СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗНАНИЕ КАК СВОЙСТВО ВСЕЙ СИСТЕМЫ "ЧЕЛОВЕК - МИР" В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ.

Сознание - это высшая функция мозга. А человеческий мозг - сложное образование, тончайший нервный аппарат. Как они взаимосвязаны?

1). От уровня сложность организации мозга зависит уровень отражательно-конструктивной способности сознания.

2). Нормальная психика невозможна вне нормального функционирующего мозга.

3). Экспериментальные данные физиологии, психофизиологии свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Но процессы сознания не сводятся к психофизиологии.

4). Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики.

5). Сознание - это субъективный образ объективного мира, оно идеально, а не материально.

6). В чем суть мировых процессов? И.М. Сеченов, И.П, Павлов, Н.Е. Введенский и их последователи раскрыли природу психических процессов. Психика, по их мнению, это система активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира (условный рефлекс, принцип подкрепления, эффект обратной связи).

7). Сознание идеально - это наш внутренний мир, а также мир "надличной" духовной культуры человечества.

Содержанием сознания является синтетическая характеристика объекта, полученная в ходе предметно-преобразующей деятельности.

8). Сознание не только отражает, но и творит объективный мир. Творит, т.е. изменяет посредством практической деятельности.

ВОПРОС 49. СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК, САМОСОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ  СОЗНАНИЯ В КИБЕРНЕНТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.

Сознание - это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном настроении действий и предвидении их результатов, в разумном контролировании поведения человека.