Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 23

В отличие от природы общество - есть деятельность преследующей свои цели человека. В процессе своей деятельности человек вступает в многообразные отношения с другими людьми - в общественные отношения (это многообразные формы взаимодействия, возникающие в процессе деятельностимежду социальными группами, а также внутри них).

Виды общественных отношений:

1)  материальные, экономические отношения: производственные, распределительные, потребительные

2)  идеологические (правовые, политические, моральные, религиозные и т.д.)

Материальные отношения (по Ленину) - это те, которые складываются, не проходя через сознание людей.

Социальное бытие - объективно субъективно. Человек является субъектом исторического социального процесса, существом деятельным, изменяющим мир, но изменять его он может, только  опираясь на знание объективных социальных закономерностей.

ВОПРОС 42 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.

Общество - это сложноорганизованная, саморазвивающаяся открытая система. Оно включает в себя индивидов и социальные общности, объединенные связями и процессами саморегуляции, самоструктрирования и самовоспроизведения.

М.Вебер считает основой общественной жизни - социальное действие, т.е. человеческое поведение, ориентированное на другого человека.

Т.Парсонс характеризует социальную систему как совокупность взаимоотношений между исполняющими свою роль людьми

По Марксу общество - это продукт взаимодействия людей. В марксизме основой и сущностью общественной жизни является экономика, процесс производства материальных благ. Социальное невозможно без производства (без постоянно возобновляющегося процесса труда).

Общественное производство - это процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Существует деление общественного производства на материальное и духовное. Материальная деятельность связана с созданием необходимых вещей для удовлетворения жизненных потребностей человека. Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных, религиозных и нравственных ценностей. Также формами общественного производства являются воспроизводство человека (его социализация - воспитание, образование) и воспроизводство социума (реформационная или революционное воздействие на общество).

ВОПРОС 43ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ. Марксистская и немарксистская социология.

В социологии различают следующие теоретические модели существования и развития общества:

1.  натурализм

2.  культур-центризм

3.  психологизм

4.  социологизм

В натуралистической модели обществ рассматривается по аналогии с природой, сводится либо к механическим процессам, либо к географическим, к биологическим, к космическим (Гоббс, Мечников, Лоренс, Чижевский).

В культур-центристской модели общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир культурных ценностей (Кант, Гегель, Тайлор).

В психологической модели общество объясняется с точки зрения определяющей роли в психологии индивида, его эмоциональных, волевых и бессознательных механизмов (Уорд, Фрейд).

В социологической модели общество объясняется доминированием экономического фактора (Маркс, Бернштейн, Лафарк). Например, в марксизме разрабатывается материалистическое понимание истории, согласно которому общество развивается благодаря практической (материально преобразующей) деятельности людей. Но экономика определяет общественную жизнь к конечном счете (т.е. общественное бытие определяет общественное сознание). Однако возможно и обратное воздействие, когда общественное сознание (право, политика, мораль, искусство, религия, философия) в свою очередь воздействуют на экономику, на базис общества, т.е. на совокупность производственных отношений. Причина смены одних типов общества другими коренится противоречиями, которые возникают между производительными силами и производственными отношениями. В результате происходит смена общественно-экономических формаций (ОЭФ). По Марксу человечество должно пройти 5 ОЭФ: