Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 14

Третья форма позитивизма: неопозитивизм. Зарождается в Австрии, Англии, Польше в 20- е года XX века. Представители- Шлик, Карнай, Рейхенбах, Витгенштейн (аналитическая философия). Существует логический и лингвистический позитивизм. Первый решает проблемы формализованного языка науки, второй проблемы естественных языков.

Логические позитивисты стремятся исключить из науки те положения, которые не имеют смысла и возникают в результате неправильного употребления языка.

Процедура проверки осмысленности предложений называется верификацией ("делаю истинным"). Те предложения истинны, которые можно проверить опытом.

С конца 50-х начала 60- х годов влияние неопозитивизма ослабло. Появляется постпозитивизм (англо- американская историческая школа философии науки). Его представители: Поппер, Лакатос, Кун, Тулмин, Фейерабенд. Они также занимаются анализом научного знания. Но главная проблема- это изучение динамики науки (ее развития), интерес к социокультурной детерминации (обусловленности) научного знания.

Поппер вводит принцип фальсификации, который ориентируется на опровержение научных знаний. То знание научно, которое можно опровергнуть.

Кун, Лакатос, Фейерабенд используют понятие "парадигма", "научная революция", нормальная наука" для того, чтобы показать особенности развития науки.

"Научная революция" - это смена одной парадигмы другой. "Парадигма" - совокупность идей, ценностей, научного сообщества, которые обеспечивают существование традиций.  

Вопрос № 25. Иррационалистическая традиция в философии 19 начала 20 века.

В конце 19 начале 20 века философия стала обращаться к проблеме человеческого духовного опыта, его иррациональных элементов.

Предтечи этих идей возникли в 19 веке. Это философские системы А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ("Философия жизни"), идеи С. Кьеркегора (религиозная философия). Основной труд Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Разум он объявлял фикцией (иллюзией). Вместо разума должна быть поставлена воля, т.е. "абсолютное свободное хотение". Она присуща всем элементам мира. Воля- это первоначало и абсолют мира.

Ницше сначала увлекся идеей Шопенгауэра, но затем создал систему, в центре которой "воля к власти". Жизнь- это "специфическая воля к аккумуляции силы". Ницше говорил о "сверхчеловеке" (он имеет сильную волю к власти), о "переоценке ценностей" - т.е. критиковал современное ему буржуазное общество за аморализм и лицемерие религии.

В начале 20 века идеи "философии жизни" развивал французский философ Анри Бергсон. Он стремился построить эволюционную критику развития природы и человека. Основное понятие- "жизнь" - она устремлена вверх, а "материя" - вниз (это мир твердых тел). "Жизнь" - это непрерывное творческое становление- творческая эволюция. По Бергсону, цель эволюции лежит не впереди, а позади, выступая в форме исходного "взрыва", который привел к развертыванию жизненного процесса.

Интеллект и интуиция первоначально объединены в жизненном порыве, но расходятся в процессе эволюции.

Иррационализм- это течение, которое критикует разум и утверждает приоритет веры, интуиции, алогического в мире и в человеке.

Вопрос № 26. Психологические концепции в философии и в медицине.

Основы психоанализа были заложены в начале 20 века австрийским врачом психиатром Зигмундом Фрейдом, развиты неофрейдистом Райхом, Фромом, Хорни и др. По словам Фрейда, психоанализ был нечто среднее между медициной и философией. Главным было открытие Фрейдом бессознательных структур психики человека. Психика делится им на три элемента: я (эго), он (ид), сверх я (супер эго).Я- это сознание индивида, оно бессознательное, сверх я- совокупность внутренних социальных норм, запретов (внутренний цензор).

Бессознательное- это животные, асоциальные влечения человека сексуальной природы. Поэтому они вытеснены из области сознания. Но мы о их узнаем из сновидений, через описки, оговорки, шутки. Он выделяет низшее бессознательное, которое связано с процессами творчества.