Вопрос понятие мировоззрения, дофилософские мировозрения и картины мира. Своеобразие философского осмысления мира, страница 10

Рационализм Декарта- дуалистичен  (идея двойственности начал мира). В мире существуют две совершенно не связанные между собой субстанции- материя (свойство протяженность) и дух (свойство мышление). Декарт исповедует принцип сомнение: "Сомневаюсь (мыслю)- следовательно существую и принцип врожденных идей (идея бога, чисел, простых аксиом).

Б. Спиноза- монистический рационалист. Он разрабатывал идею единой субстанции- "Природы- Бога" (моноединый). Его философию называют- пантеизмом (идея отождествления бога с природой).  Природа- Бог- это субстанция, которая есть причина самой себя. Мышление- это атрибут (неотъемлемое свойство) субстанции.     

Вопрос № 17. Философия эпохи Просвещения. (XVIII век)

Вторая половина XVIII века явилась эпохой резкого обострения конфликта между феодалами и буржуазией, особенно во Франции. Этот конфликт нашел свое выражение в буржуазной французской революции. В идеологической подготовке этой революции сыграли важнейшую роль французские философы- просветители: Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они решительно боролись с религией и социально- политическими порядками во Франции. Они утверждали, что просвещение народа приведет к его освобождению от суеверий и предрассудков, откроет дорогу справедливому строю. Научное знание должно перестать быть достоянием узкого круга ученых. Пафос этой эпохи- идея о безграничной мощи человеческого разума. Они продолжали и развивали идеи философов XVII века, но критиковали философию XVII века за умозрительность.

Французские материалисты XVIII века более глубоко вскрывают диалектический характер связи материи и движения. Но диалектика носит характер отдельных прозрений. В целом их философия метафизична и механистична, т.к. они сводят сложные формы движения материи к простым. Например, Дидро говорит о многообразии видов материи, но выводит ее движение из взаимодействия между предметами материального мира.

Философия просветителей была антирелигиозна. Так Гольбах называл бога- чистым вымыслом, продуктом обмана невежественных людей со стороны церкви. В отношении к человеку, просветители придерживались идеи, что человек продукт окружающей среды. Чтобы изменить человека нужно изменить среду.

Вопрос № 18. Философская система И. Канта и ее историко- культурное значение. (конец XVIII начало XIX веков.)

Особенности немецкой философии тесно связаны с социально- историческими условиями Германии. Она была в то время полуфеодальной и полраздробленной страной, имеющей паразитическое правительство и кризисную экономику. Только две области процветали- военное дело и фиософско- художественное творчество (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, литераторы- романтики: Шиллер, Новалис, Тик, просветители: Гердер и др.)

Иммануил Кант- родоначальник классической немецкой философии. В его философии выделяют два периода: докритический ( материалистическое решение проблем происхождения и развития вселенной) и критический (с 70-х годов XVIII века и до его смерти). Во втором периоде он создал субъективно- идеалистическую систему с элементами агностицизма. В ней он решал четыре вопроса: 1)Что я могу знать?; 2) Что я должен делать?; 3) На что я смею надеяться?; 4) Что такое человек?

Предпосылкой философии, по Канту, должно быть выяснение границ и способностей человеческого разума. Кант различал мир явлений (то как мир представляется человеку) и мир вещей в себе (то, как вещи существуют на самом деле). Это мир феноменов (явлений) и мир ноуменов (вещей в себе). Познать мы можем только явления (в этом суть агностицизма Канта). Что- то на нас воздействует, но каково оно нам узнать не дано. Но наше сознание так устроено, что оно упорядочивает хаос ощущений, вносит порядок, закон в мир. Несмотря на субъективно- идеалистический характер его философии (т.е. нам доступно лишь субъективное знание о мире), Кант говорит о существовании всеобщего и необходимого знания.  Оно возникает благодаря природным (доопытным) формам восприятия. Они существуют на уровне чувств- это априорные формы чувственности- пространство и время. На уровне рассудка- существуют категории(это априорные формы рассудка). Высшим способом познания мира является разум.