Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 58

Третий уровень – самый глубокий уровень прослеживания единства исторического процесса – сходство социальных организмов в связи с преемственностью в историческом процессе. Для того, чтобы этот третий уровень признавать, надо считать, что исторический процесс прогрессивен, и что более высокая стадия в снятом виде, включает в себя предыдущие стадии, т.е. удерживает наиболее прочное и существенное из предыдущих стадий. Когда есть ступеньки исторического процесса и между ними можно проследить сходство.

Вот так выглядит идея или понятие единства исторического процесса.

Понятие направленности мирового исторического развития. Есть прогресс или нет прогресса в мире? Проблема направленности мирового исторического развития возникает в связи со следующим: что значит проблема? Это значит наличие одинаково правомерных и взаимоисключающих суждений об одном и том же предмете. Т.е. противоречие внутри сознания. В чем здесь проблема?

Прогрессивная направленность явно наблюдается у ряда государств. Если мы возьмем Европу, а еще лучше США, Японию, там обнаруживается рост на коротком промежутке времени. А еще лучше взять азиатские фирмы. Мы чувствуем, что есть страны, которые очень быстро развиваются от примитивных к современным странам, что свидетельствует о том, что прогресс существует.

Разные государства при сравнении показывают разную степень развитости. Возьмите индейцев, живущих в бассейне Амазонки или какие-нибудь африканские племена, и сравните с современным государством. Ясно, что это не просто разные цивилизации, это и показатель уровня развития разных народов.

Есть и противоположные факты. Можно ли считать, что прогресс присущ истории, если разные сферы социального организма развиваются по-разному, а в ряде сфер какую-либо направленность вообще невозможно обнаружить.

Если мы возьмем искусство. Можно ли там говорить о прогрессе? Естественно, нельзя.

Можно ли говорить о прогрессе, если ряд государств вообще исчезает с исторической арены, народы исчезают с исторической арены? Мне думается, что говорить можно, но в определенном аспекте.

В морали, в живописи не наблюдается прогресса, а в экономике наблюдается. Можно ли говорить, что в целом есть прогресс? Можно, если сравнивать не отдельные сферы, а сравнивать социальные организмы. Идея прогресса или направленности применяется к социальному организму как к целостности.

Пример. Сейчас у нас много иностранных автомобилей. Разрабатывается электрический автомобиль. Что прогрессивнее обычный бензиновый автомобиль или электромобиль? Если брать по отдельным параметрам, то трудно сказать. А если в целом брать, то электромобиль прогрессивнее.

Также надо брать и социальный организм в целом. В некоторых социальных организмах искусство более развито, в других менее развито. Но в целом Япония далеко ушла от австралийских аборигенов.

Неравномерность развития социальных организмов и даже их исчезновение якобы противоречит прогрессу. Здесь надо понимать так: на уровне именно социальных организмов направленность может иметь сложный характер. Т.е. социальные организмы или страны могут находиться в длительном застое, могут развиваться быстро вперед, могут откатываться назад, как с Россией произошло, либо вообще исчезать. Тут направленность очень сложная. Но если мы возьмем уровень не социальных организмов, а будем сравнивать общие существенные черты социальных организмов, то мы можем все выстроить в линию или в определенную лестницу. И говорить, что сейчас пошли более высокие ступени. И социальная мысль многими учеными именно так и развивалась. На уровне социальных систем или на уровне общих существенных черт, имеет место такая прогрессивная линейная направленность. Это было в 5 формациях у марксизма, это в современной западной социальной мысли реализовано в 3-х членной схеме исторического прогресса. Это доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Сейчас некоторые выдвигают информационное общество в качестве отличной ступени.