Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 17

Первичные качества неотделимы от предметов, и выражают их пространственную форму, величину, плотность, движение, покой.

Вторичные качества предметов открываются нам благодаря органам чувств. Это запах, вкус, цвет, звук.

Эти вторичные качества не принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Локк высказывал идеи социально-политического характера, он говорил, что цель человечества это сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда, а не украденной.

Локк писал о разделении властей, о том, что должны быть 3 ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Давид Юм (1711 – 1776). Главное произведение «Трактат о человеческой природе». Юнг – скептик, агностик. Задачу знания видел в практической ориентации, т.е. задача знания – служить практике. Единственно достоверное знание дает математика, а все другие объекты касаются только фактов, которые не могут быть доказаны, выводятся из опыта. Опыт понимается идеалистически. Действительность – это поток впечатлений. Причины их непознаваемы, мы не можем знать, существует ли внешний мир. Отношения между причиной и следствием нельзя вывести ни интуитивно, нельзя и доказать. Возможна, она и есть, но люди верят в наличие причинной связи по привычке. Это недостоверные знания. Но поток впечатлений не хаотичен, впечатления не равноценны, и этого вполне достаточно для практической ориентации. Вместо категории субстанции предлагает совокупность отдельных качеств.

Джордж Беркли (1684 – 1753), он был епископом, священнослужитель. По своей философской ориентации субъективный идеалист. Ощущения он считал единственно воспринимаемой человеком реальностью. Идеи материи, протяжения, пространства по Беркли – абсурдны, в их основе лежит заблуждение. Заблуждение состоит в том, что будто-бы мы можем, отвлекаясь от частных свойств веществ, воспринимая посредством ощущений, образовывать отвлеченные идеи.

У нас чувственного восприятия матери как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи. Вещи – это сумма отдельных ощущений. Таким образом, мы способны видеть только отдельные вещи, но не окрашенную материю.

Существовать – значит быть воспринимаемым. Если не воспринимается, то не существует. Беркли допускал объективное существование внешнего мира, существование вещей, но считал, что свое значение для человека эти допущения приобретают лишь постольку, поскольку существуют в образах чувствовосприятия. Т.е. может быть и есть вещи, но для человека они значимы лишь постольку, поскольку мы воспримем их.

Это важно и сейчас для философа. То, с чем мы не имеем дело, чего мы не коснулись, мы этого просто не знаем.

Томас Боббс (1588 – 1679). Боббс считал, что философия не должна заниматься Богом. Ее интерес – в природе человека, и к тому, что создает человек. Поле для философии - человек и продукты его деятельности. Естественная жизнь заключается в движении человеческого тела, а искусственная – в движениях механизмов. Государством движет искусственная душа. Опыт представляет собой работу ощущений. Восприятие и мышление комбинируют, усложняют ощущения. Общее значение ощущениям и мыслям придает язык. Боббс говорит об эмоциях и воле. Любовь считает желанием, ненависть – отвращением, а воля – это окончательное проявление желания или отвращения. Т.е. нужно совершить обязательно действие. Люди по своей природе равны. Инстинкт самосохранения подталкивает людей к сохранению свободы, а с другой стороны – к захвату власти над другими. В результате получается война всех против всех. Для того, чтобы ее преодолеть, необходимо государство. Этому государству люди должны передать часть своих прав. Это очень важное и интересное положение для политологов.

ПРОСВЕТИТЕЛИ

Это XVIII век.

3 представителя: Франсуа Мари Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо.

Я думаю, что в исторических курсах этот период будет подробно освещен. Они не столько философы, сколько исторические деятели.