Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 27

Сам Шопенгауэр не практиковал этот пессимизм. Он любил хорошо поесть и поразвлечься.

Представление по Шопенгауэру начинается с распадения на субъект и на объект. Это распадение появляется с появлением первого класса действительности, хотя бы класса насекомых. Представление возникает как ответ на движение организма в поисках пищи.

Субъект и объект связаны, их нет друг без друга.

Шопенгауэр рассматривает стадии активизации воли или волевые начала. Первое – притяжение, в этом воля проявляется, второе – магнетизм, третье – химизм, четвертое - мотивированная воля у человека. Человеческие мотивы могут вступать в борьбу между собой. Абсолютная слепая воля проявляется у неорганической природы, затем прорывается все это в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. В этом направлении мир и развивается. Все в этом мире идет к худшему. Ресурсы ограничены в мире, и с этим ничего не поделаешь. Лозунг такой: Все к худшему в этом худшем из миров.

Максима этики заключается в том, что нужно укрощать волю, чтобы не увеличивать зло.

Исследователи Шопенгауэра считают, что эти идеи – это первая критика потребительского общества.

Сёрем Вертебор (1813 – 1855) – представитель философии жизни.

Это датский философ, родился в Копенгагене, учился в местном университете, затем в Берлине. У него был очень религиозный отец, который очень серьезно повлиял на его мировоззрение и последующее творчество. У Вертебора был серьезный конфликт с христианской церковью, хотя он сам был очень ревностным христианином. Он считал, что наука ведет к духовному обнищанию. Человек должен выбрать между ценностями науки и христианской религией. Реальность человеческого существования в подлинном мире выражает понятие экзистенции, т.е. существование. Само существование означает нахождение человека в промежуточном мире бытия, разделенном между Богом и природой.

Это обращенность человека к Богу, как к предмету любви, чтобы постичь Бога.

Это обособленность человека в мире. Это означает одиночество и разъединенность человека с Богом, что ведет к трагичности человеческой судьбы. Т.е. человек никогда не сможет достичь единения с Богом. Все эти эмоционально-ценностные рассуждения иррациональны. Критерием истины является убежденность человека, прежде всего страстная вера в Бога.

Он проповедовал беспрекословное подчинение судьбе, считал, что человека не сможет освободить никто, кроме него самого. А свободен тот человек, который борется с соблазнами и наслаждениями. На жизненном пути человек должен подчиняться зову сердца. Это предтеча экзистенциализма.

Шопенгауэр, Ницше – это была полоса того, что люди начинали разувериваться в христианских ценностях. С чем это связано? Не могу точно ответить, в чем корни пессимизма.

Лекция № 7 по философии

от 14 октября 2005 года

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Родился в семье священника, учился в гимназии, в университет в Бонне, в Лейпциге. С детства отличался слабым здоровьем. Постоянная борьба с болезнями способствовала формированию установки на возвышении жизни, на преодоление страданий и смерти. Это болезненное состояние привело к тому, что в начале 1889 года он получил тяжелое психическое расстройство, после которого не оправился. На теоретические взгляды Ницше серьезно повлиял Шопенгауэр. Но вместо отказа от воли, он стал утверждать волю как символ жизни, и жизнь как волю к власти. Ницше выступил против идеи объективного существования вещей, против способности разума проникать в сущность вещей, против рационализма и метафизики. Всю философию Ницше свел к понятию жизни. Он явился фактически основателем культурно-философской традиции. В творчестве Ницше выделяет обычно 3 основные идеи: (1) идея жизни как воля к власти, (2) идея переоценки ценностей жизни, (3) идея вечного возвращения как всеобщего закона жизни, человека и космоса.

Работы Ницше «Человеческое слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти».