Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 26

Начинается это все с логического позитивизма. Неопозитивисты выдвинули идею научного знания или понимания как логической конструкции на основе чувственных данных. По их мнению философия возможна только как логический анализ языка. Вся метафизика должны быть выброшена. Прежние философские проблемы – это псевдопроблемы. Например, основной вопрос философии. Философия должна исследовать язык науки для прояснения проблем и задач науки, т.е. быть аналитической философией.

Аналитическая философия распадается на 2 направления: 1 направление связано с логическим анализом языка. Какую они ставили задачу? Они ставили задачу использовать математические методы и формальную логику для создания единого научного метаязыка, для того, чтобы можно было формализовать всю науку. Но потом постпозитивизм показал, что это сделать невозможно.

Второе направление это лингвистическая философия, которая занималась исследованием обыденного языка, для того, чтобы устранять двусмысленности и выявлять значение слов. Важной задачей неопозитивизма было очистить науку от бессмысленных предложений.

А какие же предложения являются осмысленными? Они рассматривали 3 типа осмысленных предложений:

высказывания об эмпирических фактах предложения, содержащие логические следствия этих высказываний, и построенные в соответствии с правилами логики предложения логики и математики, они не содержат высказываний о фактах, но необходимы для формального преобразования уже имеющихся знаний

Как определить: осмысленное предложение или нет? Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл, неопозитивисты предложили использовать метод верификации. Суть верификации заключалась в сравнении предложений с действительностью, т.е. указание конкретных условий, при которых предложение истинно или ложно.

Значение предложений заключается в методе его проверки и соответствие фактам.

А как трактовались сами факты? А факты это ощущения, это переживания, это состояние сознания. Это полнейший субъективизм, порождающий зависимость предложений от мнения того или иного субъекта, который производит верификации. Ведь мы все по-разному воспринимаем одно и то же.

Неопозитивисты предложили считать предложения верифицированными, если несколько авторитетных исследователей согласны считать его таковым. Таким образом, критерий истины это согласие. Затем они почувствовали, что и этот критерий недостаточен и предложили считать истинным то предложение, которое согласуется с системой предложений.

_______. чувствуя недостаток метода верификации, предложил метод фальсификации, считать, что предложение не имеет смысла, если оно может быть утверждено как ложное.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. XIX век

Первым представителем философии жизни считается Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), он немец, учился в Гамбурге, затем во Франции и Англии. Испытал большое влияние немецких писателей-романтиков, преклонялся перед древне-греческой культурой, любил древне-индийскую философию.

Главная книга «Мир как воля и представление». Философия Шопенгауэра считается волюнтаризмом. Кантовскую вещь в себе он трансформировал в слепую, бесцельно действующую мировую волю. И этой мировой воле подчинена сознательная воля. Мировая воля – это основной движущий фактор развития и безусловное первоначало мира. Все явления, все предметы представляют собой разные ступени объективации воли. Мировая воля сама по себе это воплощенное зло, она источник всех наших страданий. Жизнь человека – это сплошное страдание, и это страдание растет по мере накопления знаний и вместе с ростом желаний. Чем больше у человека желание, чем больше напряжений в его жизни, тем сильнее страдания. Пессимизм. Для уменьшения страданий необходимо умерщвление воли, что ведет к угасанию жизни.

Вы почувствовали, что это все близко к идеям древнеиндийской философии.

Другой путь освобождения от страданий проходит через искусство. Художник способен созерцать саму сущность мировой воли, способен увидеть ее вечные объективации и тем самым умиротворить неистовство воли.