Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 46

Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с его умом, речью, языком, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности и опосредованное всеобщими формами общественно-исторической деятельности. Сознание не представляет собой самостоятельную субстанцию. Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи.

Противопоставлять сознание и материю можно только в рамках основного вопроса философии.

Сознание возникает в процессе трудовой общественно-производительной деятельности.

Человек с рождения попадает в мир предметов, в искусственную среду. Эта среда создана не им, а его предшественниками. Он формируется в процессе обучения целенаправленному использованию предметов.

Человек относится к среде не через тело, как животное, а через приобретенные в общении с другими людьми навыки предметных действий.

Человек выделяет себя из объективной действительности и противопоставляет себя ей. В этом смысле он отличает себя от своей деятельности, от предмета деятельности, оценивает деятельность предмета мерой накопленных знаний. Он выделяет себя из действительности, противопоставляет себя ей и то, с чем он сталкивается, оценивает это мерой накопленных знаний.

Человек относится к миру с пониманием и со знанием. Образы предметов и вещей в сознании человека обладают значением, смыслом. Они формируют цели деятельности, направляют человеческую волю.

Некоторые философы говорят, что знания направляют волю, другие говорят, что воля управляет знанием.

Воля в свою очередь создает внимание, удерживает объект в поле зрения субъекта.

В этом смысле воля направляет сознательную деятельность, но не определяет ее.

В сознании существуют 3 взаимодействующих, взаимосвязанных элемента. Это знания или информация о чем-либо. Это ценности, т.е. отношение к тому, с чем человек сталкивается. Это воля, это действенный момент, ориентация на действия.

Эти 3 элемента выделил психолог Узнадзе в Теории установки.

Большую роль в структуре сознания играет память. Память представляет собой непрерывно совершаемый психический процесс, который связан с приемом, изменением, сохранением и извлечением знаний. Память может быть кратковременной и долговременной. У молодых людей больше распространена кратковременная память, у пожилых - долговременная.

Человек, лишившийся памяти, не способен к сознательной деятельности.

Богатство памяти является показателем культуры человека. Сущностью сознания является его идеальность. Она состоит в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов на основе которых они возникают.

Образ стула - не сам стул, не обладает свойствами стула. В то же время мы видим мир в красках, а в действительности с точки зрения физики это различные волны.

Идеальное - это материальное, пересаженное в человеческую голову, и преобразованное в ней.

Сознание не тождественно психике. Психика - более широкое понятие. Сознание это часть психики. Психика охватывает всю совокупность явлений и состояний внутреннего мира человека. Она включает в себя кроме сознания подсознательные и бессознательные процессы.

Сознание - это не этаж над подсознательным и бессознательным, это осмысленность психических процессов.

На основе развития сознания появляется самосознание, представляющее собой высшую форму сознания. В нем человек осмысливает отношение к самому себе, внутреннюю организацию своего Я, как особому миру.

Лекция по философии № 11

от 18 ноября 2005 года

Продолжаем рассматривать тему СОЗНАНИЕ.

Существует не только сознательное, но и подсознательное и бессознательное.

Что такое подсознательное? Это то, что не находится в фокусе сознания. Присутствует в нем, но не находится в фокусе. И является всего лишь фоном по отношению к объекту внимания.