Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 51

Мышление. Это активный процесс познания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Опираясь на результаты чувственного или эмпирического познания, мышление дает обобщенные знания. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление протекает в 3-х формах.

1 форма – понятие. Понятие это форма мысли, в которой отражаются общие существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие близко представлению. Их сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. А отличает их то, что представление дает наглядный образ действительности, а содержание и понятие лишено наглядности.

Например, возьмем любое историческое событие, террористический акт. Это наглядные образы, человек взорвал бомбу. А вот понятие: цивилизация - наглядности лишено.

2 форма – суждение. Это такая форма мысли, с которой посредством связи понятий, формы предложения утверждается или отрицается что-либо.

Суждение может быть истинным или ложным.

3 форма – умозаключение. Это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется следствием или заключением, или умозаключением.

Мышлению свойственны такие процессы как абстрагирование, т.е. отвлечение определенных свойств от предметов; обобщение, т.е. выделение сходных свойств предметов; анализ – разложение целого на части; синтез – собирание целого из частей и т.д.

В мышлении выдвигаются гипотезы, идеи – значительные крупные утверждения, строятся теории, осуществляются доказательства. Мышление осуществляется в тесной связи с речью. Результаты мышления также выражаются, фиксируются в языке. Важно соблюдать законы языка, чтобы быть правильно понятым.

Мышлением или посредством мышления получаются такие данные, которые недоступны чувственному познанию.

По вопросу о соотношении чувственного и рационального познания существует 2 крайности. Одна крайность это сенсуализм, когда на первый план выдвигается чувственное познание и говорится, что в голове, в мыслях, в сознании ничего нет. Второе – рациональное познание, когда приоритет отдается мыслительной деятельности. Представители первого – английские эмпирики ….._______________ . Рационалисты Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель.

ИСТИНА

Истина представляет собой цель познания. Эта категория, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной средой. С другой стороны – со сферой процессуального мышления.

В классической философии сложились 2 различные трактовки истины. Одна из них основывается на принципе соответствия знания объективному положению дел предметного мира. Это Аристотель, Спиноза, Бэкон, …… Другая трактовка истины опирается на принцип когеренции, как соответствия знания иммонентным характеристикам идеальной сферы, т.е. внутренним свойствам самого сознания. Т.е. имеется в виду соответствие содержанию абсолюта. В идеальной сфере это Бог. Соответствие врожденным когнитивным и познавательным структурам, либо самоочевидности рационалистической интуиции. Если человек изнутри воспринимает, что это правильно, значит это истина. Чувственным ощущениям субъекта. Априорным формам мышления (Кант). Целевым установкам личности – это прагматизм. Т.е. истинно то, что полезно, что соответствует достижению цели. Соответствует интерсубъективным конвенциям, т.е. соглашениям между людьми. Если ученые считают, что это правильно, значит это истина.

Когерренция – это соответствие. Если есть какая-то теория, то внутри нее одно предложение не может противоречить другим. А все они должны действовать в унисон, соответствовать друг другу.