Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 21

Гегель показал единство количества и качества, что представляет собой меру.

Гегель развил учение о соотношении сущности и явления в противовес Канту, который их противопоставлял. У Гегеля сущность является, а явление – существенно. Тем самым Гегель отверг кантовский агностицизм, поскольку через явление открывается дорожка к сущности.

Гегель сформулировал 3 закона диалектики:

1) Закон перехода количественных отношений в качественные. Количественные изменения нарушает меру, и происходит переход в новое качество.

2) Закон отрицания отрицания. Есть голое отрицание как разрушение того, что существовало. А есть отрицание, которое сохраняет нечто из отрицаемого, тем самым воспроизводит существующие ранее отрицаемые объекты, но в другом качестве. Здесь Гегель применил триаду.

Триада. Существует зерно. Бросили его в землю. Из него пророс колос. Колос отрицает зерно. Колос созревает и появляются новые зерна. Новые зерна отрицают колос. Но это множество зерен сходно с тем зерном, которое первоначально было посажено в землю.

1 ступень – явление, 2 ступень – отрицание этого явления, 3 ступень – отрицание отрицания (отрицание 2 ступени), как бы возврат к первой ступени, но на более высоком уровне.

В марксизме эта триада была использована в эволюции отношений собственности. Сначала была общественная собственность в первобытном обществе, затем частная собственность отрицает эту общественную собственность. Затем при коммунистической формации отрицается частная собственность и возникает общественная собственность, но на более высоком этапе.

3) Закон единства и борьбы противоположностей. Она рассматривалась Гегелем как причина развития.

Эти 3 диалектических закона присущи духу. Изначальное тождество потенциально таит в себе различие. 1 стадия: тождество, 2 стадия: обнаружение этого потенциального различия, затем это все перерастает в противоположность. Противоположности борются друг с другом, взаимодействуют. Борьба противоположностей ведет к трем исходам: взаимному уничтожению, уничтожению одной из сторон или компромиссу.

Исходя из диалектики сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение вещи в себе и показал, что в природе вещей нет преград для познания.

Отсюда его тезис: все действительное разумно и все разумное действительно.

Гегель считал, что категории представляют собой объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум или абсолютная идея. Существует 3 стадии развития абсолютной идеи:

1) Субъективный дух. Идея существует как бы для себя.

2) Объективный дух.

3) Абсолютный дух.

Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. А цель ее в самопознании. Т.е. абсолютная идея мыслит с целью познать саму себя. И с целью познать саму себя абсолютный разум проходит 3 стадии или 3 этапа:

1) Пребывание абсолютной идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления. Это логика, которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики.

2) С целью познать саму себя идея отчуждает себя в природу и существует в виде бытия в природе. Гегель считал, что природа не развивается.

3) Развитие идеи в мышлении и истории человечества. Это история духа.

На последнем этапе абсолютная идея возвращается в саму себя, достигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Всю мировую историю Гегель разделил на 3 эпохи:

восточную, античную и германскую.

Итак вся система философии Гегеля и каждая ее часть строится в соответствии с законом отрицания отрицания. И имеет 3 этапа. Логика, философия природы, философия духа.

Логика состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о понятии.

Философия природы делится на разделы: механизм, _____низм, и организм.

Философия духа делится: на субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Содержание первых разделов этих трудов представляет собой тезис, вторых разделов – антитезис и синтез.

Логика предшествует истории и природе и творит их. Делится на учение о бытии, о сущности и понятии.