Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 41

3) общее следует выводить через приведение сходных единичных случаев.

4) общих сходных одинаковых признаков в мире столько же, сколь существует и предметов.

Такую концепцию Аристотеля еще называют теорией сходства.

Итак, общее – это признак конкретного предмета, сходный с признаком хотя бы еще одного предмета, входящий в определенный класс. А единичное – это признак предмета, отличный от признаков всех других предметов.

Существует особенное. Это признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов фиксированного класса.

Общими и единичными бывают также понятия, которые фиксируют или общие или единичные признаки. Понятие информации это понятие общее. А есть понятия конкретные: события.

Понятие общего связано с понятием необходимого. А понятие единичного с понятием случайного.

В истории философии существовал спор о статусе общих понятий. Существовали 2 группы философов: реалисты и номиналисты. Одни говорили, что общее существует реально, а другие говорили, что мир существует только в качестве признаков сходных предметов.

В современной философии общее не существует в отрыве от единичного, а единичное в отрыве от общего.

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

Это еще пара философских категорий, выражающих взаимосвязи между совокупностью элементов, составляющих некоторое единство, и отдельными элементами, а также группами элементов в составе данного единства.

Сейчас считается, что мир состоит в основном из сложных объектов, в том смысле, что они делятся на элементы. Эти элементы в составе системы представляют собой некое целое. И главный пафос этого посыла заключается в том, что из взаимосвязи элементов возникают новые качества или новые черты, которые по отдельности элементам не принадлежат, а в целом из этих элементов, из их взаимосвязи возникают новые качества, которые называются интегративными качествами.

Если возьмем животное: например, лошадь. Оно определенным образом себя ведет. А если лошадь в табуне, то она по-другому себя ведет.

Это понятие широко применяется в физике, в микромире.

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО

Эти категории выражают важные черты изменяющейся действительности. Мир представляет собой совокупность процессов, изменяющихся вещей, но это не значит, что в нем нет ничего устойчивого, что вещи неразличимы, текучи. Эта неразличимость, текучесть называется релятивизм. При все изменении, как постоянном свойстве этого мира, вещь на какое-то время остается стабильной, остается самой по себе, то есть она обладает определенным качеством, отличающим ее от других вещей. И эта вещь с этим качеством относительно устойчива. Качество разграничивает вещи и создает бесконечное разнообразие мира. Качество представляет собой существенную определенность предмета, делающее его данным предметом и отличающее его от других предметов качество неотделимо от предмета и характеризует его как целое, оно не сводится к отдельным свойствам предмета.

Однако наряду с качественной определенностью существует еще и количественная определенность. Это значит предмет обладает определенной величиной, определенным числом, характеризуется объемом, темпом процессов, степенью развития свойств и т.д.

По количественным характеристикам предмет можно разделить на однородные части, а потом обратно собрать все воедино.

Однородность, сходство частей или предметов – это признак количества. Подобные друг другу предметы различаются количественной характеристикой, а неподобные качественной.

В отличие от качества, количество не связано тесно с бытием предмета. Количественные изменения не сразу меняют предмет, а только достигнув определенной границы. Причем, достигнув определенной границы, они вызывают качественные перемены.

Например, нагревают воду, она превращается в другое качество, в пар.