Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 40

Познание сущности всегда связано с бесконечным углублением в действительность, в скрытые глубокие слои действительности. Это называется переходом от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

Сущность более устойчива, чем явление. В конечном счете и сущность изменяется.

Во взаимоотношениях сущности и явления обнаруживается диалектика, единство и многообразие мира. Одна и та же сущность может иметь множество различных проявлений в зависимости от того, с какими предметами данная сущность соприкасается. Но надо сказать, что эти важные категории сущность и явление в современной философии постепенно вытесняются понятиями смысл, текст, структура. Современные ______тические направления все считают текстом, определенной записью, каким-то образованием, содержащим смысл. Например, мусульманский камень (Кааба?), которому поклоняются, это камень и камень, а за ним стоит определенный смысл. Из текста пытаются вычленить вместо сущности смыл. А структура определяется как внутренние существенные скрытые свойства объекта.

Наряду с понятием сущности есть еще близкие к ним понятия: сущее и существование. Сущее употребляется в 3-х значениях.

Это совокупность многообразных проявлений бытия.

Вещь или субъект, причисленные к бытию

Антологический абсолют.

Под существованием понимается все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Существование это внешнее бытие вещей.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Этими категориями характеризуются 2 стороны природной и социальной реальности. А именно взаимосвязь способа организации вещи и материала, из которого вещь состоит.

Содержание это субстрат, основа единства, однородности предметов, это материал, из которого предмет делается.

Форма - это способ существования и выражения содержания. Понятие формы употребляется в значении внутренней организации содержания. В этом значении форма получает дальнейшее развитие в понятии структуры.

Понятие формы употребляется в значении внутренней организации содержания. В этом смысле оно сближается с понятием структуры. В истории философии категория формы связывалась с активным началом, которая строила этот мир из костной материи.

В качестве самостоятельной категории форма впервые появилась у Канта, затем у Гегеля. Форма и содержание тесно взаимодействуют. Содержание оказывает влияние на форму, а форма влияет на содержание, но при ведущей роли содержания, и относительной самостоятельности формы. Содержание – главное, форма – второстепенное и зависит от содержания. Соответствующая содержанию форма может ускорять развитие содержания. А несоответствующая может тормозить развитие содержания.

Если далеко заходит процесс несоответствия формы и содержания, то такое содержание сбрасывает форму и появляется новая форма. Новая форма приспосабливается к содержанию и обогащает его.

Взаимоотношение формы и содержания это типичный случай взаимоотношений диалектических противоположностей.

Категории содержания и формы имеют фундаментальное значение для мышления, для форм мышления, имеют большое значение для искусства, в котором важно единство формы и содержания. Через соотношение формы и содержания определяется формалистическое искусство. В искусстве содержание представляет собой тему, идею, а форма это сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительные выразительные средства, слова, рифма, звукоинтонация, гармония, цвет, колорит, линия, рисунок, светотень.

Единичное и общее – это философские категории, отображающие сходство и различие предметов и явлений действительности. Классическую теорию общего разработал Аристотель. Она содержит 4 положения.

1) общее - не существует отдельно, помимо единичных вещей, общее присутствует в единичном

2) характеризовать признак предмета как единичный или общий можно только по отношению к фиксированному классу, а если за пределами мы говорим о единичном или общем, это приводит всегда к путанице.