Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 57

Примеры. Морган, а потом Энгельс считали, что цивилизация это период, следующий за дикостью и варварством. Это ступень в историческом процессе.

Ряд авторов употребляют понятие цивилизация в значении всемирности, говорят о мировой цивилизации.

Ряд авторов под цивилизацией понимают духовное религиозное единство стран и народов.

Археологи, этнографы под понятием цивилизация понимают социальный организм. Когда говорят о цивилизации майя, или критской цивилизации, имеются в виду определенные государства, существовавшие ранее.

Шпенглер. У него основным понятием является понятие культура. Культура зарождается, развивается до какой-то точки. Потом начинается распад культуры, засыхание ее. Эта ветвь засыхания культуры называется цивилизацией.

Если так многозначен этот термин, то как им пользоваться? Трудно. А у понятия формации была четкая однозначная интерпретация. Потому целесообразно оставить понятие формации, а за понятием цивилизации закрепить тот смысл, который многие ученые придают ему.

Тойнби считает, что цивилизация это духовно-религиозное единство.

Современный американский исследователь Хайтингтон понимал под цивилизацией: 1-я черта. Это классическое наследство, запад взял все ценное из прошлых цивилизаций, в том числе греческую философию и рационализм, римское право, латынь и христианство. 2-я черта: западное христианство, сначала католицизм, затем протестантство, единственная наиболее важная историческая характеристика западной цивилизации.

Сюда можно еще культуру добавить, и тогда не будет путаницы.

За понятием цивилизации закреплен смысл, который армянский исследователь Маркарян обозначил как локальность цивилизации. Цивилизации – это локальные образования, оригинальные, неповторимые. И в этом их главная черта.

В чем сейчас смысл трактовки цивилизации? В том, что цивилизации нельзя рассматривать как ступеньки исторического развития. Т.е. понятие цивилизации отрицает понятие исторического процесса. Если есть цивилизация, нет исторического процесса. Цивилизация оригинальна. Внутри цивилизации движение есть. Обычно по биологическим законам: зарождение, расцвет и падение. А сопоставление цивилизации в какой-то направленности невозможно, поскольку главное в цивилизации – это ее неповторимость и оригинальность.

Понятие цивилизации отрицает идею единства исторического процесса, развития.

Ближе к истине те, кто признают, что исторический процесс един. Что понимается под единством исторического процесса?

Понятие единства и направленности исторического процесса. Под единством исторического процесса имеется в виду сходство или одинаковость или наличие общих черт у социально-исторических организмов. При том, это сходство может быть по существенным признакам.

Когда исторически возникла эта идея единства исторического процесса? Она возникла в христианстве. Обычно это связывают с именем Аврелия Августина, с его работой «О государстве Божием», где он выдвинул мысль о том, что все люди сотворены Богом по его образу и подобию, и потому их нельзя делить на говорящие орудия, как в античности делили несвободных людей. А все люди в смысле божественного происхождения одинаковы.

В настоящее время под единством имеется в виду сходство социально-исторических организмов. Это сходство в настоящее время прослеживается на 3-х уровнях.

Первый уровень – это сходство социальных организмов по отдельным элементам. Это называется общий или универсальный образ жизни. Это самый поверхностный уровень: обнаружение единства исторического развития.

Второй уровень – более сложный, сходство социальных организмов, стоящих на примерно одной и той же ступени исторического развития. Сходство уже по существенным признакам, или, выражаясь другими словами, наличие у социальных организмов одной и той же общественной формации или социальной системы.