Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 28

Первая идея. Жизнь человека слита с жизнью природы. Жизнь это связующая динамическая сила, это движение, поглощение сильным слабого. Все качества жизни сконцентрированы в человеческой воле к власти. Силы жизни заключены в воле. Воля иррациональна. Отличие жизни человека от остальных видов жизни заключается в его способности оценивать все, что его касается. Жизнь представляет собой оценивающую деятельность. Но единой воли нет, есть множество воль, сталкивающихся друг с другом, и образуют иерархии. Уменьшение воли к власти является признаком упадка жизни, а усиление воли ведет к возвышению жизни. В каждом человеке скрыты различные мотивы жизнедеятельности, поскольку каждый человек это уникальная личность. Есть в человеке темные, разрушительные, дионисийские силы, а есть светлые, созидающие, аполлоновские силы. Ницше выступал за гармонизацию негативных и позитивных тенденций с людьми.

Вторая идея: переоценка ценностей жизни. Эта оценка связана с творческими возможностями эмоциональных ресурсов человека. Воля к власти придает ценность всему окружению человека и способствует переоценке ценностей. Ницше переоценивает христианский образ жизни, он отвергает христианские принципы равенства людей. Он считает, что в христианстве много разлагающегося. Христианские представления об устройстве мира, об отношениях бога и человека ложны. На месте бога Ницше видит будущего человека, воля которого формирует как его самого, так и других. Ницше провозглашает смерть бога и выступает за человека. Он особое значение придает страстями, и считает, что свои страсти подавляют лишь слабые люди. Если бог умер, то христианские ценности различения добра и зла несовместимы с жизнью и моралью, незачем делить все на зло и добро. Ницше говорит о сверхчеловеке, который отличается силой, а вовсе не моралью. Он горд, жесток и одинок среди людей. Мораль рабов и господ, личности и толпы основывается на зависти слабого по отношению к сильному. Человек должен выдавить из себя раба, перестать быть тварью, и самому стать творцом. Разрушая христианскую мораль, человек воссоздает себя заново.

Третья идея – идея вечного возвращения к самому себе, она вытекает из воссоздания себя, возвращения к своим началам и переоценку жизни. Но это не возврат к прошлому, а постоянное обращение к будущему, постоянное движение.

Известно, что идеями Ницше воспользовался фашизм.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Коснусь кратко, так как мало времени выделено. У вас будет еще курс по истории философии.

Она связана с пересмотром классических метафизических принципов мышления. Она отказалась от поиска абсолютных оснований всего сущего и претензий построить всеобщую рациональную картину действительности. В современной философии наблюдается специализация, раздробление философских исследований. Вместо единых философских систем появляется философия истории, философия искусства, философия техники, даже философия пива.

Из всего многообразия можно выделить 3 основных философских направления:

Аналитическое направление.

Экзистенциально-феноменологическое направление.

Социально-критическое.

Эти 3 направления имеют некоторые общие черты. Все эти направления и школы современной философии принадлежат к так называемой философии субъекта. Она целиком ориентирована на человека, на общество, на научные знания с опорой на суверенное Критическое сознание. Особую роль современная философия придает языку. В 20 веке произошел так называемый лингвистический поворот в философии. Сейчас считается, что современная философия это философия языка. Она анализирует язык, и весь свой материал выводит из языка, но в разных аспектах.

У экзистенц-феноменологов язык представляет собой способ истолкования мира, предшествующий его пониманию. Т.е. нам еще до мышления заранее дан язык, содержание слов, и они определяют наш взгляд на мир, наше понимание мира.

У аналитиков – язык средство коммуникации, общения, взаимопонимания. Они говорят о языковых играх, имеется в виду свободное придание значения языку и потом уже из этого конструирование картины мира.