Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 50

Формы познания.

Познание представляет собой процесс сложный. Эта сложность прежде всего в виде 2-х форм протекания сознания. Существует 2 основные формы познавательного процесса. Это чувственного познания и рационального познания или мышления.

В свою очередь чувственное познание или эмпирическое познание имеет 3 формы. Это ощущения, восприятие, представление.

Рациональное познание также делится на 3 формы. Это понятие, суждение, умозаключение.

Теперь подробнее.

Ощущение это простейший исходный элемент чувственного познания. Это субъективный идеальный образ предмета. Так как предмет отражен через призму сознания. Сам по себе он может быть другим. Например, звук – это волны определенной длины, а человек воспринимает их как звук. Или огонь – это химический процесс соединения углерода с кислородом. А человек почувствует боль, ожог, если потрогает. Воздействие внешнего мира отражается через субъективные формы. Итак, в ощущениях отражается связь субъекта с окружающим миром, с которым субъект взаимодействует практически. Если мы не тронем огонь, мы ничего не узнаем. Чтобы получить ощущение, нужно спровоцировать воздействие этого предмета на нас. Для этого мы должны произвести какое-то действие.

Ощущение стоит у истоков отражения. Ощущение зависит от сознания, зависит от органов чувств и зависит от всего состояния организма.

Иногда у пожилых людей возникает такое состояние, когда они не чувствуют температурной разницы.

Зависимость объекта от субъекта позволяет использовать полученную информацию.

Если абсолютизируется субъективность ощущений, то это ведет к субъективному идеализму. Т.е. исчезает внешний мир, и остается только человеческая форма, которая идет от субъекта, то это субъективный идеализм.

В ощущениях схватывается пространственная форма, цвет, вкус, запах. Т.е. схватываются лишь отдельные свойства действительности в разрозненном состоянии. Это непосредственное схватывание в ощущениях свойство действительности, в философии получило название перцепция. Это непосредственное воздействие внешнего мира на ощущения.

Следующий вид эмпирического познания - восприятие. Ощущения схватывают отдельные стороны предмета. А восприятие в отличие от этого способно схватить предмет в целом, объединить отдельные стороны. Психика в виде восприятий способна синтезировать ощущения, и схватить предмет в целом, как независимый от сознания.

Включаясь в восприятие, отдельные ощущения приобретают качества субъективного образа объективного мира.

Восприятие как форма активного синтеза разнообразных проявлений предмета неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности.

В восприятии, в отличие от ощущений включен опыт познания. Если у нас есть представление о стуле, то когда мы заходим в комнату, и стул нам бросается в глаза, то наш опыт в виде того, что это стул, он срабатывает. И зрительные и пространственные ощущения упорядочиваются в целостный образ. И это обстоятельство, когда предмет воспринимается на основе определенного внешнего опыта, получило в философии название апперцепция. Т.е. непосредственное воздействие внешнего мира на чувства это перцепция, а через определенный познавательный опыт – апперцепция.

Представление. Ощущение существует в тот момент, когда мы воспринимаем действительность, когда имеем контакт с действительностью. Но когда мы неоднократно эти представления получали, то у нас это все откладывается в памяти, и возникает при многократной работе механизмов восприятия возможность удерживать в памяти целостный образ предмета. И мы можем оперировать этим образом тогда, когда перед глазами уже этого предмета нет. Это представление.

Эта форма эмпирического познания уже начало перехода к абстрактному мышлению.