Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 34

В христианстве бытие – это бытие Бога, беспредельное всемогущество.

В XVIII веке бытие отождествлялось с природой.

У Гоббса бытие – это тела.

У Декарта – акцент на мысли.

У Лейбница – монада,

У Канта – 3 ступени познания: ощущения, рассудок, разум и т.д.

Что такое само слово категория? Само понятие происходит от греческого слова категория: высказывание, свидетельство. Категории представляют собой формы сознания в понятиях, всеобщих способов отношения человека к миру. Эти понятия отражают наиболее общие и существенные свойства и законы природы, общества и мышления.

В категориях осознаются фундаментальные различия внутри бытия. Категории представляют определенную иерархию, одни более значимы, другие менее.

Большая заслуга в разработке категорий принадлежит Аристотелю. Я называл 10 категорий, которые он выдвинул и раскрыл: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Встает вопрос: чем категория отличается от понятий? Категория представляет собой наиболее важное, фундаментальное понятие.

Материя. Понятие материи происходит от латинского слова, означающее вещество.

Категория материя – фундаментальная философская категория, которая одинаково значима как для идеалистических, так и для материалистических учений. И те и другие используют как важную категорию. Материя представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания. И отражаемая этим сознанием. Эта категория охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира. Она является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя как таковая не существует иначе, чем только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима, неуничтожима, она вечно существует во времени и бесконечна в пространстве. Материя неразрывно связана с движением. Материя способна к развитию. И при определенных условиях способна порождать жизнь и мыслящие существа.

В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи, не было бы ее свойством или формой, или продуктом ее исторического развития.

Материя по разному трактовалась в истории философии. Вода, воздух, огонь, атом. Пассивная материя, которой управляют идеи, Платона. Форма Аристотеля, являющаяся активным началом.

В механицизме основные первичные качества материальных предметов понимались как протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение.

У Канта материя связывалась с двумя такими качествами как притяжение и отталкивание.

Существует 2 подхода в понимании материи. Первый – естественно-научный, второй – философский.

Первый подход, т.е. естественно-научный трактует материю соответственно уровню развитию науки. Материя понималась как корпускулярные частицы, молекулы, затем как атомы, затем электроны, затем поля. Т.е насколько глубоко наука проникает в материю, так и трактуют как некую первооснову, из которой все создается. Но поскольку это все меняется… наука так способна понимать материю.

Сейчас в понятие материи вкладывается 3 качества: вещи, свойства вещей и отношения.

Философский подход. Он не связывает материю с каким-то определенным ее качеством, как это делают естественные науки. Философский подход пытается определить материю с более общей позиции. Эти общие позиции состоят в том, чтобы материю противопоставить сознанию и таким образом ее определить. Такое философское определение материи дано Лениным в работе «Империализм и эмпириокритицизм»

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания, которая дана человеку в ощущениях, и которая копируется, фотографируется органами чувств.

Тут важно подчеркнуть 2 основы: быть независимой от сознания, и второе – именно копироваться, фотографироваться органами чувств.

В свое время была дискуссия с Плехановым, который выдвинул так называемую теорию иероглифов, по которой наши чувства дают не копии, не фотографии, а некие иероглифы материально мира.