Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 47

Дело в том, что не все психические процессы человека каждый раз находятся в фокусе внимания. Эту особенность работы человеческой психики объяснил русский физиолог Ухтомский в учении «О доминанте». Доминанта физиологии высшей нервной деятельности представляет собой механизм интеграции всей психической деятельности для реализации господствующей в данное время потребности. С этой целью доминанта «тормозит» одни психические процессы и усиливает другие. Она тем самым концентрирует волю и определяет течение всех основных психических процессов, т.е. памяти, восприятия, внимания и т.д.

При смене одной доминанты другой первая переходит на предсознательный уровень, но там она продолжает сохраняться и оказывать влияние на сознательные действия. Этот процесс вытеснения отработавшей доминанты на подсознательный или даже бессознательный уровни, разгружает человеческий мозг и тем самым охраняет его.

Пример. Когда человек учится водить машину, он смотрит на педали, какую нажать. Но когда он уже научился, то все это происходит автоматически. Т.е. первая доминанта внимания отошла на подсознательный уровень, но работает.

Наряду с подсознательным есть еще и бессознательное. Это то, что не представлено в сознании субъекта. Это воздействие на человека объектов внешнего мира, которые не достигают порога восприятия. Это поведение, действительные цели и последствия которого, не осознаются. Это ощущения, на которые человек реагирует, не сознавая того. Это различные подсознательные влечения и т.п.

Например, у Достоевского «Записки из подполья». Там человеком управляет скрытый мир, заставляет его действовать определенным неосознанным образом. В основном из этого подполья выскакивают злые вещи.

А то же время бессознательное играет важную роль в поведении человека.

Наиболее известным учением о бессознательном является теория Фрейда. Но и до него занимались. Фрейд опирался на труды немецкого психолога Герберта, Гартмана, Ницше, Шопенгауэра.

В структуре сознания высшие этажи сознания представлены рассудком и разумом. Этого мы касались, когда о Канте шла речь. Рассудок, это несколько более низший этаж по сравнению с разумом, он фиксирует явления внешнего мира, устойчивое, неизменное, расчленяет целостный предмет на неразложимые составные части. Но определения рассудка направляют мысль, делают ее структурной. С рассудочной деятельностью связывается то, что называют здравым смыслом.

Опираясь на здравый смысл, человек обретает покой, уверенность, устойчивость в своем существовании. Но рассудок антиномичен, поскольку он выражает действительность в ее раздвоенности. Пытаясь выразить движение в понятиях покоя.

Выше рассудка действует разум. Разум пытается преодолеть эту раздвоенность рассудка и стремится схватить действительность как целое, в единстве ее противоположных сторон и определений. Если рассудок разлагает, то разум синтезирует.

Итак, психика это сложное структурированное явление. В целом она представляет собой способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти образы соответственно своим потребностям.

Вся человеческая психика пронизана эмоциями. Они представляют собой человеческие чувства, такие как радость, горе, любовь, ненависть и другие. И этими эмоциями окрашена субъективная реакция, будь она положительной или отрицательной, на предметы внешнего мира, так что предметы внешнего мира всегда человек воспринимает на определенной эмоциональной подкладке.

Эта ценностно-эмоциональная предпосылка – важнейший элемент в содержании сознания. Нередко эти ценности, эмоции берут верх над мыслительными действиями, и человек руководствуется ими. Особенно это свойственно детям и женщинам.

Еще более важным в деятельности сознания является язык. Язык пронизывает все структуры бытия и сознания. Отношение бытия к сознанию является языковым. Т.е. бытие мы можем выразить только с помощью языка, по правилам языка, употребляя существующие понятия, строя предложения в соответствии с правилами построения этих предложений, а не каким-то иным способом. Вне языка это выражено быть не может.