Предмет, функции и структура философской науки. Проблемы смысла жизни и жизненных ценностей. История философии, страница 38

Первоначально возникло время циклическое, связанное с земледельческим производством, когда человек был подчинен природным ритмам. Но циклическое время существует вплоть до настоящего времени и оно выражается в концепции, которое армянский философ Маркарян назвал концепцией локальных цивилизаций. Все сводится к тому, что это определенное строение общества, которое имеет начало, имеет высшую точку, спад и конец. Время как бы замыкается в этом цикле: рождение, рост, зрелость, упадок, конец.

Если возьмем широко известную концепцию локальных цивилизаций немецкого журналиста и философа Шпенглера «Закат Европы», там такой ____ представлен. Или другую концепцию крупнейшего английского историка Арнольда ________ . там циклическое время. Но там не чисто циклическое время в концепции цивилизации, а некоторая смесь, т.е. внутри цивилизации есть определенная направленность событий, но все это замкнуто в большой цикл зарождения, существования и гибели цивилизации.

Другая возможность существования социального или исторического времени это линейное время. Оно впервые зародилось в христианском сознании. В циклическом был замкнутый круг, а в христианском сознании появилась линия. Круг был разорван по 3-м точкам. Первая точка - сотворение мира Богом, вторая точка - это первое пришествие в мир Христа и его искупительная жертва, третья точка - ожидание конца истории и страшного суда. Но это время касалось только земной жизни, подлунного мира. А над этим миром возвышались эмпиреи, мир вечный, там время покоилось. А в обычной жизни людей продолжало существовать циклическое время, потому что в средневековье общество было аграрным.

Идея линейного времени, направленного изменения зародилась в христианстве.

В дальнейшем эта идея получает развитие. Просветители осуществляют секуляризацию христианского божественного времени, и выдвигают концепцию исторического прогресса, т.е. отбрасывание всего прошлого и движение к новому разумному порядку.

В романтической историографии появляется идея медленного постепенного исторического развития. В Марксизме - концепция ничем не ограниченного, богатого возможностями исторического прогресса в виде развития и смены общественных формаций.

Естественно, циклическое время давало меньше оснований для периодизации истории. Линейное время гораздо больше. В циклическом времени у Шпенглера: зарождение культуры (он говорит не о цивилизации), ее рост, а затем засыпание, спад.

В линейном времени сменяющие друг друга исторические эпохи выдвигаются. У Евсевия и Августина 6 государств в истории от рождения Христа и до конца, уподобляются по периодам человеческого возраста, по шести актам божественного творения этого мира.

У Иеронима и Арозия 4 мировые монархии: Вавилонская, Греко-Персидская, Македонская, Римская.

Ренессанс имеет чувство историчности: древний мир, средние века, новое время, чем мы пользуемся и сейчас, придавая этой трёхчленке современную интерпретацию

У марксизма 5 формаций.

В современной западной культуре широко распространена концепция постмодернизма как посленового времени, в котором мир сейчас находится. Т.е. выстраивается линейное время.

Исторические время обладает свойствами: человеческое восприятие исторического времени, коллективное восприятие. Определенный коллектив осознает себя во времени. И этот коллектив, осознающий свое временное единство, называется поколением. Примерно 20 лет это время существования поколения. Поколение воспринимает историческое время в трех проекциях: прошлое, современность и будущее.

Некоторые черты исторического времени. Историческое время более сложное, чем измеряющее время. Оно течет неравномерно. Иногда быстро, иногда медленнее. Течение времени ускоряется в периоды социальных революций. Маркс называл революции локомотивами истории. В философии есть понятие временных скачков.