Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 7

К основным ресурсам, которые применяют коммерческие и некоммерческие организации, принадлежат:

– люди (человеческие ресурсы);

– капитал, материалы;

– технологии;

– информация.

Анализируя сущность управления, в английском языке чаще всего употребляют термин management. Мы будем применять как синонимы термины "управление организациями" и "менеджмент организаций". Следовательно, менеджмент организаций - специальный вид деятельности в организации, который непосредственно несет ответственность за достижение поставленных перед организацией целей путем эффективного и продуктивного использования ресурсов.

2.4 Деятельность менеджеров - основа эффективного управления организациями

Для превращения управления в реальность в организации должна функционировать определенная категория людей, которые осуществляют работу по управлению – руководителей (менеджеров).

В западной практике менеджер – это субъект управления в организации, профессиональный руководитель, который осознает, что он является представителем особенной профессии, а не просто инженером, или экономистом, который осуществляет управление.

В отечественной практике специальная подготовка профессиональных менеджеров только началась, поэтому следует с некоторой осторожностью ставить знак равенства между понятиями "руководитель организации" и "менеджер организации", хотя реально они выполняют одну и ту же управленческую функцию.

Подготовка профессиональных менеджеров является одной из самых важных предпосылок реформирования нашего общества и входа его в международное пространство.

Анализ особенностей работы менеджеров свидетельствует, что через сложность управленческой деятельности к ним выдвигается много требований. Любопытным является подход Р.Дафта, который выделяет три основные категории навыков менеджера:

– концептуальные;

– человеческие;

– технические.

  Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности менеджера воспринимать организацию как единственное целое и в то же время четко выделять взаимосвязи, что существуют между ее частями. К ним относится мышление менеджера, его умение прорабатывать информацию, осуществлять планирование, определять перспективы деятельности организации.

Человеческие навыки – это способность менеджера к работе с людьми и с их помощью, а также умение эффективно взаимодействовать как член команды. Эти навыки проявляются в том, как менеджер относится к сотрудникам, как он их мотивирует, как способствует их деятельности и координирует ее, подает пример, как общается и решает конфликты.

Технические навыки – это специальные знания и умения, нужные для выполнения рабочих заданий, то есть навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимого для выполнения конкретных функций. Владение менеджером техническими навыками и предусматривает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей; умение правильно использовать инструментальные и другие средства   для решения проблем в данной конкретной отрасли.

Установлено, что по мере продвижения менеджеров ступенями иерархии в организации потребность в технических навыках снижается, а человеческие и концептуальные навыки в соответствии с их спецификой получают значение.

Более обобщающим и в то же время близким к отмеченному является подход Г.Минцберга относительно определения основных десяти ролей, которые выполняют менеджеры в организации, их можно объединить в три концептуальные категории:

1.  информационные роли – управление информацией ("приемник информации"; "распространитель  информации"; "представитель организации — оратор");

2.  межличностные роли – управление людьми ("главный руководитель"; "лидер"; "соединительное звено");

3.  связаны с принятием решений – управление действиями ("предприниматель"; "пожарник", "устранитель нарушений"; "распределитель ресурсов"; "совершитель переговоров").