Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 6

Учитывая ведущую роль организаций в обществе, сконцентрируем внимание именно на анализе управления организациями как одному из видов социального управления.

Ввиду определения одного из ведущих специалистов в сфере менеджмента Л. И. Эвенка и несколько уточняя его, следует подчеркнуть, что относительно деятельности организаций термин управления употребляется в трех основных значениях:

– как функция, как специальный вид деятельности в организациях;

– как определенная категория людей, социальная прослойка тех, кто осуществляет работу по управлению;

– как специальная отрасль знаний, которая способствует осуществлению этой деятельности.

Анализ работ ведущих зарубежных и отечественных специалистов из теории управления с целью определения содержания управления показывает, что невзирая на некоторые отличия в перечне управленческих функций, в которых отмечают зарубежные научные работники, можно найти несколько общих характеристик в названных определениях управления:

1.  управление осуществляется в организациях;

2.  управление направлено на эффективное и производительное достижение целей организации.

Исходя из этих характеристик управления, проанализируем в первую очередь, что такое организация.

Р. Дафт определяет организацию как социальное образование, которое:

1.  имеет специально созданную структуру;

2.  свою деятельность подчиняет определенной цели.

Формулировка "социальное образование" означает, что организация состоит из двух или больше людей.

Наличие специально созданной структуры удостоверяет, что задания и ответственность за их выполнение распределяется между членами организации.

Подчиненность цели означает, что организация должна приносить определенный результат (прибыль, увеличение доходов членов организации, удовлетворение духовных или социальных потребностей и тому подобное).

Приблизительно такое же, однако несколько уже в социальном плане, определения организации дают Г. X. Мескон, Г. Альберт, Ф. Хедоури: организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. По мнению этих авторов, чтобы считаться организацией, определенная группа должна отвечать некоторым обязательным требованиям, к которым принадлежат:

– наличие по крайней мере двух людей, что считают себя частью этой группы;

– наличие по крайней мере одной общей цели, которую признают все члены этой группы;

– наличие членов группы, которые специально работают вместе, чтобы достичь значимой для них цели.

Следует заметить, что организации преимущественно имеют набор взаимосвязанных целей и называются сложными.

Организации имеют некоторые существенные характеристики:

1.  превращение ресурсов для достижения результатов;

2.  зависимость от внешней среды;

3.  разделение труда (горизонтальный и вертикальный);

4.  выполнение ряда внешних (социально-экономических) и внутренних (социально-психологических) функций, значимых для личности (группы).

К социально-экономическим функциям принадлежат:

– выход на рынок социальных взаимодействий;

– вход в макроэкономические структуры;

– производство товаров и предоставление услуг;

– выход на потребительский рынок.

К социально-психологическим функциям принадлежат:

– объединение ресурсов (материальных, финансовых, социальных, психологических);

– распределение и концентрация усилий;

–  признание и возможность самореализации;

– обеспечение доходов, защита и гарантия будущего и др.

Важным показателем деятельности организации является эффективное и производительное достижение целей организации.

Эффективностью деятельности организации принято считать степень ее приближения к начерченной цели, которая показывает, насколько организация является успешной в выполнении своих функций, то есть в предоставлении потребителям необходимых им товаров и услуг. Производительность деятельности организации отображает объем ресурсов, использованных организацией для достижения определенной цели.