Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 15

Авторитет – признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

Власть – возможность осуществлять определенное влияние на поведение людей посредством разных средств – воли, права, авторитета, насилие.

Власть порождает властные отношения, когда один человек или группа людей может влиять на другую, осуществляя свою волю во взаимодействии.

Психологической подпочвой авторитета руководителя является его компетентность, деловитость, корректность. Значительную роль при этом играют значимость его должности и возможности, которые она открывает. Действия авторитетного руководителя могут казаться правильными даже тогда, когда они из позиции морали или профессионализма не безукоризненные.

Власть авторитета может иметь реальное и формальное признание.

Власть авторитета, которая не нуждается в формальном усилении, является самой совершенной формой управления.

Психологическое влияние руководителя проявляется на нескольких уровнях взаимодействия: между ним и подчиненными, между ним и группой сотрудников и др.

Эффективное управление предусматривает во всех случаях наличие обратной связи, когда подчиненные также являются агентами влияния.

Особенность влияния руководителя на подчиненных зависит от стиля, которого он придерживается (сравни – индивидуальный стиль деятельности!). Одни действия руководителя приводят к быстрым и непосредственным результатам, другие проявляются только со временем.

Анализ причин свидетельствует, что влиятельность в менеджменте является интегральной категорией, которая соединяет в себе как личностные характеристики руководителя, так и особенности внешней среды.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели тему «Психология организации в управлении», и осознали сущность и роль организации в современном управлении. Кроме того, мы  ознакомились с социально-психологическими феноменами в организациях, рассмотрели такие понятия, как «группа», «совместная деятельность» и проанализировали психологические основы процесса влияния руководителя на подчиненных.

В следующей лекции мы рассмотрим тему «Психологическая структура управленческой деятельности» и узнаем о психологической структуре и морально-психологических основах управления, какую роль играют социокультурный и этнопсихологический контексты в современном управлении. Также рассмотрим классификацию функций управления и их психологическое содержание.

Благодарю за внимание,

до следующей встречи!

Тема 5.

Психологическая структура

управленческой деятельности

5.1 Психологическая структура и морально-психологические основы управления.

5.2 Психология профессионализма. Социокультурный и этнопсихологический контексты управления.

5.3 Классификация функций управления.

5.4 Психологическое содержание функций управления.

На предыдущей лекции мы рассмотрели тему «Психология организации в управлении» и осознали сущность и роль организации в современном управлении.

Кроме того, мы  ознакомились с социально-психологическими феноменами в организациях, рассмотрели такие понятия, как «группа» и «совместная деятельность» и проанализировали психологические основы процесса влияния руководителя на подчиненных.

5.1 Психологическая структура и морально-психологические

основы управления

Социальное управление является одной из самых сложных отраслей человеческой деятельности, в которой определяются персонифицированные отношения между людьми, объединенными трудовым процессом. Современное социальное управление представляет собой как управление людьми, так и управление деловой информацией, технологическими процессами.

Эффективная управленческая деятельность невозможна без познания и использования социальных и психологических законов, поскольку она связана со взаимодействием между людьми.

Руководить людьми  в процессе производства намного сложнее, чем физическими объектами, ведь реакции человека на замечание или требование руководителя разнообразны. Машина намного легче поддается командам. Человек же может иногда делать вид, что работает, а в действительности уклоняться от работы. Поэтому менеджер должен четко предусматривать поведение и реакции своих подчиненных, оценивать их по поведению, а не на основании эмоционального отношения к ним.