Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 10

Отмеченные теории побуждают управленцев пересматривать организацию труда, учитывая индивидуально-психологические особенности – собственные и персонала.

3.3 Психология личности руководителя

Перед руководителями встают задания, которые требуют особенного типа мышления. Стратегическое планирование, разработка модели будущего, операция обобщенными понятиями предусматривает понимание процессов управления, движение от абстрактного замысла к конкретному плану изменения системы.

Выделение ПУ в самостоятельную отрасль знания имело своим следствием теоретическое осмысление роли и места руководителя в системе управления, личность которого ученые рассматривают с разных позиций.

С точки зрения представителей инженерной психологии, принципиальных отличий между деятельностью оператора и деятельностью руководителя не существует, а для принятия оптимального решения в разных ситуациях от руководителя требуют разных качеств.

Предметом внимания со стороны социальной психологии является сущность стиля руководства и возможности его формирования.

Основные положения теории черт сводятся к обоснованию универсальных и специфических личностных качеств, необходимых руководителю для успешной деятельности.

Конкурентный подход предусматривает наличие у руководителей особенных личностных свойств, которые отличают их от других людей.

Парциальные концепции предусматривают исследование и коррекцию личностных способов и методов ориентации руководителя в среде, ориентируют на перестройку его мышления.

Концепция “сила личности” предусматривает чувство ответственности, уверенность в собственных силах, стремление к руководству и лидерству, умение убеждать, общественную активность.

Со стороны факторного подхода развитие личности руководителя обусловлено влиянием производственных, организационных и социальных факторов (структура организации, система коммуникаций, масштаб контроля и т.п.), а также факторов индивидуального развития личности руководителя (адаптивность, контактность, стрессоустойчивость, уровень подготовки, объем знаний и тому подобное).

Ситуационная теория утверждает, что руководство является продуктом  ситуации, то есть лидерские качества личности актуализируются в конкретной ситуации.

Представители поведенческого подхода считают, что руководителем становится человек, наделенный нужной формой поведения. Это означает, что эффективность руководства определяется не так личными качествами, как стилем его поведения относительно подчиненных.

Согласно системного подхода психические свойства личности  проявляются, формируются и развиваются в профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, имея много степеней свободы, в значительной мере определяется личными качествами руководителя.

Обоснование профессионально важных качеств личности руководителя является одной из самых актуальных проблем ПУ.

Качества личности руководителя – самые стойкие характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность.

Чаще всего выделяют такие обязательные для менеджера качества:

– Компетентность, высокая ответственность, личное достоинство.

– Ощущение нового и умение идти на разумный риск, решать проблемы, смелость в принятии решений.

– Гибкость, понимание ситуации.

– Высокая работоспособность, стремление к совершенству.

– Коммуникативная компетентность, внимание к подчиненным.

3.4 Трудности, требования и ограничения

в работе руководителя

Не каждому руководителю сразу удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать уважение и доверие подчиненных. Многим из них приходится чувствовать как собственную неподготовленность к выполнению обязанностей, так и явное или скрытое сопротивление возглавляемого коллектива.

На основании проведенных опросов выделены такие основные причины, вызывающие трудности в работе руководителя.

1.  Обманутые ожидания.

Во-первых, большинство руководителей-начинающих склонно «выкладываться на короткой дистанции» сразу ожидая вознаграждения. Но реальная практика нуждается в готовности к работе на «длинной дистанции», расходуя значительно больше интеллектуальных и эмоциональных сил, чем получая отдачи.