Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 21

Во время конфликтов изменяется система отношений и ценностей, восприятие реальности, происходит резкий выход негативных эмоций. Участники конфликта проявляют повышенную подозрительность, нервозность, прибегают к несвойственным себе действиям. Неквалифицированные действия руководства относительно нейтрализации конфликта могут повлечь неврозы, болезненные состояния, расстройство отношений между людьми.

Для управления конфликтной ситуацией менеджер должен знать психологический механизм, причины возникновения, динамику развития конфликта, предусматривать его развертывание и поведение участников, умело избирать тактику своего поведения.

Попытка избежать конфликта может повлечь снижение эффективности труда, ухудшение морально-психологического климата в коллективе, а временами и деструктивные изменения, если сущностью его является борьба прогрессивного с различными пережитками.

Нередко именно конфликты помогают решить неотложные проблемы.

Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, в состав которой входят участники конфликта (оппоненты) и объект конфликта – причина, из за которой оппоненты вступают в борьбу.

Началом конфликта является инцидент – действие, направленное на возникновение конфликта – во время которого одна из сторон начинает действовать вопреки интересам другой.

Познанию психологических механизмов конкретных конфликтов способствует их классификация по разным признакам.

Классификация конфликтов в организации по непосредственным причинам их возникновения:

1.  конфликты по информационным причинам (дефицит информации, порочная информация, отличия в интерпретации);

2.  конфликты интересов (расхожесть интересов);

3.  конфликты, порожденные особенностями общения (выразительные эмоции, порочное толкование и стереотипность мышления, отсутствие обратной связи, негативное поведение);

4.  организационно-структурные конфликты (неравенство относительно власти и авторитета, отсутствие необходимого времени, физические, географические и другие факторы, что тормозят сотрудничество);

5.  конфликты систем ценностей (отличия критериев оценивания идей и поведения, разногласия в целях и идеалах).

По форме проявления различают:

1.  внутриличностные конфликты (внутри человека);

2.  межличностные конфликты (в управлении возникают в связи с претендованием на ограниченные ресурсы, вакантную должность, отличие характеров);

3.  конфликты между личностью и группой;

4.  внутригрупповые конфликты (межличностный конфликт, в который втянута вся группа);

5.  межгрупповые конфликты (в формальных и неформальных группах);

6.  межорганизационные конфликты (по большей части в форме конкуренции).

Неправильное руководство и несовершенное производство является внешними условиями возникновения конфликта.

6.4 Пути преодоления конфликтов и формирования приемлемого социально-психологического климата в организации

Решение конфликтов в управлении является сложным процессом, который требует от руководителя соответствующих знаний и творческого подхода.

Выбор способов и методов преодоления конфликтов зависит от источника и причин их возникновения, динамика развития, психического состояния конфликтующих.

Деятельность и поведение людей в конфликтной ситуации и в нормальных условиях существенно отличаются:

§  появляются новые цели, мотивы;

§  проявляется высокая психическая напряженность, стресс, фрустрация;

§  растет агрессивность участников;

§  уменьшается способность объективно оценивать себя и ситуацию;

§  по-другому осуществляется регуляция поведения.

Свои особенности имеют и решения, принятые в конфликтной ситуации.

Преодоление конфликта предусматривает учет:

1.  сути противоречий;

2.  цели сторон, что конфликтуют;

3.  эмоциональных состояний сторон;

4.  психологических особенностей участников конфликта;

5.  динамика конфликта.

Предотвращению, сдерживанию конфликтов способствуют: