Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 24

В настоящее время большинство превращений в организациях является результатом внедрения новых систематических, направленных на изменение стратегических ориентиров организации, образовательных технологий.

Основные тенденции современного образования связаны с ее гуманизацией и характеризуются переходом от традиционных форм образования и обучения к непрерывному профессиональному образованию. Обучение в таких условиях рассматривают как целостный процесс непрерывного развития личности.

Современные требования к подготовке управленческих кадров связаны с переосмыслением управленческой деятельности с позиций социально-экономической и морально-психологической ситуации в стране.

образовательно-учебные программы, как и компьютерные технологии и другие инновации, являются уникальными нововведениями организации. Внедряют их ради обеспечения развития организации, повышение производительности труда, выработка у персонала навыков человеческих отношений, умение формировать команды, решать конфликты, принимать решение, вести переговоры и тому подобное.

Эффективность обучения управленческих кадров обеспечивает такие социально-психологические факторы:

1.  Решение в процессе обучения реальных практических проблем. При таких условиях обучение соединяется с творческим решением проблем.

2.  Отношение к обучению как к одному из видов исследовательской работы. Это создает дополнительную мотивацию и повышает качество усвоения новых идей и нового материала.

3.  Ориентация обучения на развитие человека.

4.  Интенсивное углубление в проблему, концентрация на материале. Это обеспечивает раскрытие новых способностей личности.

5.  Построение учебной работы от сложного к простому, а не наоборот. Человек воспринимает новый вид деятельности как сложный и противоречивый процесс. Со временем он осмысливает сложную информацию и выделяет в ней простые составляющие.

6.  Включение в работу избыточных объемов информации. При таких условиях активизируются резервные возможности психики.

7.  Ориентация на интенсивное развитие личности во время групповых занятий. За несколько дней семинара группы преодолевают путь, для которого в обычных условиях нужны месяцы.

8.  Ориентация на самостоятельность снискания знаний.

9.  Использование в обучении последовательностей «от знаний к действиям» и «от действий к знаниям». Это обеспечивает выборочность и целенаправленность отбора знаний.

Современная система подготовки управленческих кадров сориентирована и на развитие у них способностей, связанных с разработкой стратегических планов, выработкой согласованных стратегических решений, умением адаптироваться к быстропротекающим внешним условиям.

Преимущество в связи с этим предоставляют анализу ситуаций, обучению в деятельности, комплексным программам.

Усвоение теории управления, овладение специальными умениями и навыками продолжается в течение всего управленческого пути, что свидетельствует о единстве учебной и управленческой деятельности.

7.3 Психологическое консультирование в организации

Управленческая деятельность требует не только аккумуляции интеллектуального, волевого, эмоционального потенциала, но и высокого уровня управленческой культуры руководителя.

Психологическая культура – комплекс элементов психологической компетентности, который обслуживает управленческую практику и обеспечивает применение самых эффективных методов работы.

Есть мнение о том, что психологическая культура  это коллективное программирование человеческого разума, механизм, который помогает жить в своей среде и сохранять целостность при взаимодействии с другими сообществами.

Психологическое консультирование руководителей и персонала организации играет важную роль в психологическом обеспечении управленческого процесса.

Консультирование – специально организован процесс общения психолога-консультанта с руководителем, группой служащих, направленный на развертывание и продвижение возможных для них изменений в определенный период.