Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 12

Вывод

Сегодня мы рассмотрели тему «Личность в психологии управления», рассмотрели такие понятия как индивид, индивидуальность и личность в контексте управления. Ознакомились с основными подходами к изучению личности и возможностью использования их в управленческой практике. Проанализировали психологические особенности руководителя организации, выделили некоторые трудности, требования и ограничения в его работе.

В следующей лекции мы рассмотрим тему «Психология организации в управлении» и узнаем, какую роль играют организации в современном управлении, какие они имеют социально-психологические характеристики и из каких социальных элементов состоят. Также рассмотрим психологические особенности совместной деятельности в организации и особенности психологии влияния руководителя на подчиненных

Благодарю за внимание,

до следующей встречи!

Тема 4.

Психология организации в управлении

4.1 Роль организации в управлении.

4.2 Cоциально-психологическая характеристика организации. Группа как элемент организации.

4.3 Психологические особенности совместной деятельности в организации.

4.4 Психология влияния руководителя на подчиненных.

На предыдущей лекции мы рассмотрели тему «Личность в психологии управления» и узнали,  что такое индивид, индивидуальность и личность в контексте управления.

Кроме того, мы ознакомились с основными подходами к изучению личности и возможностью использования их в управленческой практике. Проанализировали психологические особенности руководителя организации, выделили некоторые трудности, требования и ограничения в его работе.

4.1 Роль организации в управлении

Организация как социальный институт играет роль посредника, который помогает личности (группе) включиться в социально-экономические процессы и одновременно обеспечивает  ее полноценную жизнь.

В условиях развития постиндустриального общества, процессов глобализации, усложнения технологий возникают проблемы и задания, которые не по силам разрешить одному, даже одаренному, человеку.

Понятие «организация» употребляют преимущественно в таких значениях:

1.  Организация как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных частей целого;

2.  Организация как совокупность процессов или действий, которые влекущие образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого;

3.  Организация как объединение людей, которые совместно реализуют программу или цель и действуют на основании определенных правил и процедур.

Чаще всего организацию трактуют как процесс упорядочения деятельности, сводка определенных элементов в конкретную систему или как результат этой деятельности, то есть саму систему.

Во взглядах на сущность, особенности функционирования и развитие организаций существует несколько подходов.

Ф. Тейлор и А. Файоль выделяют такие основные элементы организации, как общая цель, разделение труда, координация усилий, иерархия полномочий и власти.

М. Вебер выделяет такие черты организации как разделение труда, иерархия власти, сеть правил, безличность в управление, акцент в должности. Он считал, что правила и процедуры должны быть основой в принятии управленческих решений.

Идеи Ч. Бернарда связанные с делегированием власти снизу вверх, восприятием полномочий, ключевым значением информации в руководстве, готовностью каждого работника организации быть полезным для других.

Е. Голднер считал, что источник напряжения, дестабилизации, нарушение равновесия организационных структур – наличие явных и латентных образцов в структуре организационного взаимодействия.

Согласно гипотезы Г. Ливита, организации содержат 4 элемента: задание (миссия), технология, структура, индивиды. Изменение в одном элементе предопределяет изменение в других.

Среди других элементов организации Т. Питерс и Р. Уотерман выделяют  структуру, стратегию, систему, сотрудников, способности, стиль.

Д. Бодди и Р. Пейтон выделяют как самостоятельные элементы - культура и власть.

Учитывая доминирующие признаки организации и ее внутренней жизни различают разные типы организаций.