Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 16

Управленческая деятельность – совокупность скоординированных действий и мероприятий, направленных на достижение определенной цели в пределах организации.

Главное задание управления – самое оптимальное с точки зрения социальных и психологических потребностей привлечение индивидов к процессу управляемой деятельности.

Специфику управленческой деятельности характеризует определенная совокупность управленческих ситуаций.

Закономерным для цивилизованной экономики является рост роли морально-психологического фактора в управлении.

Нравственность – характеристика, которая определяет отношение человека к обществу и содержит внутреннюю потребность личности в осуществлении моральных действий и поступков.

Неэтичное поведение руководителя является деструктивным фактором, который разрушает психологическую целостность организации. По большей части ее вызывают:

1.  Конкурентная борьба;

2.  Морально-психологическая неподготовленность менеджеров;

3.  Низкие моральные качества сотрудников;

4.  Общее снижение роли этики в организации и обществе.

Осуществив моральный поступок, человек ощущает чувство удовольствия, осознает, что его совесть чиста.

Моральная удовлетворенность руководителя – показатель эффективности менеджмента, связанный с системой морального выбора.

Еще одним показателем производительности управленческой деятельности является уровень социально-моральной зрелости личности.

Ее критерии:

1.  Трудовая дисциплина, развитое чувство ответственности.

2.  Потребность в заботе о других.

3.  Способность к активному участию в жизни общества.

4.  Эффективное использование знаний и способностей.

5.  Способность к психологической и моральной близости с другим человеком.

6.  Способность к конструктивному решению проблем.

Поведение менеджера должно быть реально воспринимаемым моральным ориентиром для подчиненных.

5.2 Психология профессионализма.

Социокультурный и этнопсихологический контексты управления

Проблема профессионализма в менеджменте является особенно значимой, потому что непрофессионализм в управлении вызывает огромные потери в экономике, политике, нагнетает психологический дискомфорт, напряженность и конфликты в межличностных отношениях.

Профессионализм управленческой деятельности предусматривает, что ее функции выполняют специально подготовленные специалисты из управления (менеджеры), способны использовать научные разработки смежных с менеджментом наук, в частности психологии управления. Речь идет об учете руководителями не только тенденций и закономерностей развития рыночной системы, но и особенностей развития индивидуальных особенностей человека в профессионализации управления.

Профессионализм управленческой деятельности – совокупность общетеоретических, специальных управленческих и психологических знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть менеджер для эффективного ее осуществления и коррекции.

Эффективное управление предусматривает наличие у руководителей психологической готовности к выполнению управленческой деятельности, для которой характерные собственное содержание и структура.

Психологическая готовность к управленческой деятельности предусматривает:

1.  Наличие общих и специальных способностей, интереса к управлению;

2.  Наличие специальных знаний и умений;

3.  Готовность к принятию  рисковых решений, решение сложных заданий, преодоление напряженных ситуаций ради достижения цели, готовность активно действовать при высоких стрессовых нагрузках;

4.  Готовность действовать в среде, которая быстро изменяется;

5.  Представление об управленческой карьере и ценностном отношении к  профессионализму;

6.  Адекватную самооценку, способность к самоанализу и самоконтролю.

Следовательно, знание особенностей психологизирования управления будет способствовать повышению профессионального мастерства менеджеров.