Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 18

§  представительская (отстаивание интересов во внешней среде)

§  пропагандистско-воспитательная (создание благоприятного климата в коллективе, подбор и расстановка кадров, обучение резерва)

Следовательно, эффективность управленческой деятельности зависит от понимания руководителем сущности управленческих функций. Многообразность функций в процессе управления требует психологической готовности руководителя к управлению.

5.4 Психологическое содержание функций управления

Психология играет важную роль в эффективном осуществлении функций управления. Прежде всего, речь идет о видах деятельности руководителей, связанных с регуляцией, мотивированием труда, продуцированием знаний, развитием способности к познанию своих подчиненных, партнеров, конкурентов и ситуации в целом.

Рассмотрим основные «классические» функции менеджмента в психологическом контексте.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Планирование охватывает процесс подготовки к изменениям, формированию будущих вариантов действий. Результатом планирования является план – система объединенных общей целью заданий, что предусматривают сроки, порядок, последовательность, условия, ресурсы и результат выполнения. Он содержит компоненты, которые нуждаются в решении:

1.  Что нужно делать?

2.  Кто, Как и Когда будет выполнять работу?

3.  Какого эффекта (результата) от нее ожидать?

Составляя план менеджер должен уметь прогнозировать и оценивать будущее и готовиться к нему.

Кроме того, успешная реализация планов предусматривает эффективную систему коммуникаций, участие в деятельности всех сотрудников. Поэтому, прежде чем утвердить план руководитель должен оценить деловые и коммуникативные возможности организации.

Принятие решений является завершающей фазой планирования и психологически самой сложной процедурой, самым главным оценивающим критерием способностей руководителя.

Принятие управленческого решения – волевой акт формирования последовательности действий, результатом которых является достижение конкретной цели на основе превращения входной информации.

Процедура принятия решений может носить как индивидуальную, так и групповую (коллегиальную) формы, каждая из которых имеет свои недостатки. Мотивация выполнения управленческих решений тем сильнее, чем активнее непосредственные участники их выполнения задействованы в процессе принятия.

Слаженность действий руководителя и подчиненных, их направленность на определение путей и средств реализации планов способствует достижению поставленных целей.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организация как управленческая функция предусматривает:

1.  Подбор кадров и их расстановку;

2.  Выделение уровней управления, распределение обязанностей;

3.  Определение полномочий исполнителей;

4.  Установление дисциплины и тому подобное.

Выполняя отмеченную функцию, менеджеру приходится действовать в сложной структуре, элементами которой является:

§  индивидуальные особенности работников и их групп;

§  формальные и неформальные взаимосвязи;

§  психологические механизмы взаимовлияния.

Следовательно, организация как функция является такой формой целенаправленного влияния на группу людей, которая предусматривает создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементов процесса реализации планов и целей учреждений.

МОТИВАЦИЯ. Процесс выполнения работниками социальных ролей в большей мере определяется особенностями их мотивации. Важно, чтобы работники добивались достижения целей организации добровольно и творчески, работали лучше, переживали удовлетворенность от полученных результатов. Поэтому руководитель должен создавать условия, в которых каждый сотрудник или группа будут функционировать наиболее эффективно.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей или целей организации.