Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 25

Управленческое консультирование – системная помощь организациям, управленческим кадрам в совершенствовании практики управления, повышения эффективности деятельности организации.

Управленческое консультирование используют в таких сферах:

§  Консультирование из общих вопросов менеджмента (определение стратегии и основных этапов развития организации, формирование организационной культуры и тому подобное);

§  Консультирование по вопросам управления финансовой деятельностью организации;

§  Консультирование по проблемам маркетинга;

§  Консультирование по проблемам управления человеческими ресурсами и их развития – психолого-управленческое консультирование.

Психолого-управленческое консультирование реализует свои услуги руководителям относительно планирования человеческих ресурсов; карьеры руководителей; комплектование штата; развития кадрового потенциала; поиска работников на руководящие должности и тому подобное.

Психолого-управленческое консультирование несет наибольшую «психологическую нагрузку», имея основным объектом анализа и влияния конкретных людей с их индивидуально-психологическими особенностями, которые так или иначе влияют на эффективность управления. Осуществляют его, как правило, психологи-консультанты.

К основным заданиям психолого-управленческого консультирования относятся:

1.  психодиагностика личностно-профессиональных качеств и эмоционального состояния менеджеров;

2.  коррекция межличностных ограничений руководителей;

3.  психотерапевтическая работа с целью устранения стрессовых состояний, нервно-психических расстройств управленцев;

4.  диагностическое оценивание социально-психологического климата  в организации и информирование об этом руководителей;

5.  организация и проведение тренингов, семинаров, конференций и других учебных мероприятий, направленных на повышение уровня психологической культуры в организации;

6.  консультирование во время переговорного процесса;

7.  содействие руководству в рациональном формировании персонала, распределении функций между работниками;

8.  разработка рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности организации и ее сотрудников.

Таким образом, можно утверждать, что психолого-управленческое консультирование является важным фактором усовершенствования содержания управленческой деятельности, при условии активного использования менеджерами рекомендаций психологов-консультантов (разумная вещь, в рамках здравого смысла!!!).

7.4 Психологическая служба в организации

До недавнего времени в Украине психологические службы на производствах были мало распространены, а те, что функционировали, не имели особой возможности влиять на состояние дел. Несколько оживилась их работа в конце ХХ – начала ХХІ ст., но она еще не отвечает реальным общественным потребностям. Поэтому создание служб психологической помощи и эффективное управление их деятельностью – неотложное требование времени и одно из важных заданий руководителей. Существование психологической службы в большом учреждении – очевидная необходимость, в небольшой – вопрос престижа и имиджа организации.

Каждый тип организации должен иметь  соответствующую его особенностям службу, способную регулировать психологическими средствами характерный для нее цикл деятельности и человеческий фактор. Поэтому психологические службы завода, учреждения или торгового заведения, имея много общего, отличаются структурой и содержанием работы.

К основным функциям психологической службы можно отнести:

1.  информационную

2.  консультативную

3.  регулятивную

4.  диагностическую

5.  учебную

6.  пропагандистскую

7.  профилактическую

8.  корректирующую

В структуре организации психологическая служба должна подчиняться непосредственно первому руководителю. В таких условиях ее первоочередным заданием является  помощь руководителю в предупреждении конфликтов, продвижении одаренных работников, выяснении порочных представлений в коллективе и дестабилизирующих слухов, в определении оптимальных размеров и структуры организации.