Фонетика. Звуки французского языка, страница 9

5. Прочитайте пословицы, правильно артикулируя [w]. Подберите русский эквивалент:

a)  Vouloir c’est pouvoir.

b)  Loin des yeux loin du coeur.

c)  Pas à pas on va loin.

6. Прочитайте и выучите глаголы, в состав которых входит звук [w]. Найдите их значение по словарю.

devoir – [de-‘vwa:r]

vouloir – [vu-‘lwa:r]

voir – [vwa:r]

pouvoir – [pu-‘vwa:r]

avoir – [a-‘vwa:r]

noirgir [nwar-3ir]

7. Прочитайте следующие слова:

fois

toi

proie

croix

soixante

jouissance

poids

quoi

droie

le roi

des oiseaux

jouir

bois

lois

broit

soi

joint

loisir

dois

froid

trois

soigner

jointure

loyal

8. Выпишите в следующих предложениях слова со звуком [w]. Прочитайте эти предложения.

1) À l’ouest  il y a  l’Atlantique.

4) Boissy a dit quelque chose.

2) Dans la maison on trouve des armoires.

5) On voit un avion à l’horizon.

3) La Loire est un fleuve de France.

6) Pendant la fête on met parfois ces coiffes.

Звук []

При произнесении [] органы речи располагаются как при произнесении [y]. Мгновенный переход от [y] к следующему гласному [].

Упражнения.

1.  Прослушайте и повторите за диктором []:

[y – pi]

[y – si]

[*i – zi]

[ni – mi]

[ki:r]

[y – bi]

[y – fi]

[ri – li]

[pi:   ]

[li:r]

[y – ti]

[y – mi]

[ki – gi]

[fi:r]

[ni:r]

[y – di]

[y - i]

2. Слушайте и повторяйте:

a)

[a]

[e]

[ε]

[i]

[wi – i]

[pa]

[pe]

[lε]

[pi]

[pwi – pi]

[sa]

[se]

[fε]

[si]

[bwi – bi]

[na]

[ne]

[dε]

[li]

[fwi – fi]

[ma]

[me]

[kε]

[fi]

[vwi – vi]

b)

[wa – a]

[wε – ε]

[we – e]

[pwa – pya]

[lwε - lyε]

[fwe – fe]

[kwa – kya]

[dε - dyε]

[∫we - *e]

[twa – tya]

[rwε - ryε]

[swe – se]

[swa – sya]

[mwε - myε]

[pwe – pe]

   3. Прочитайте следующие слова, правильно артикулируя []:

bruit

lui

produire

habituel

graduel

puer

suis

cuisine

puisage

manuel

intellectuel

atribuer

celui

aujourd’hui

luire

ruelle

saluer

évaluer

depuis

cuivre

nuire

visuel

distribuer

nuage

puissant

suivre

fuire

   4. Прочитайте и выучите фразы, правильно артикулируя [u – w]:

Oui, chez  nous il fait nuit.

Je suis souvent en Suisse.

Lui, c’est Louis.

Je vous vois.

Vous dites oui?

Ça, c’est tout toi!

Носовые гласные [ã –    – * – ]

Для французского языка особенно характерна группа звуков, которые произносятся как бы в “нос”. При произнесении носовых гласных нёбная занавеска опущена и воздушная  струя одновременно проходит через ротовую и носовую полости. Носовые гласные встречаются в конце слова или перед согласными: plan [plã], chance [ã:’s].

   В последнем случае они произносятся продолжительно, под ударением. Положение губ и языка при произнесении носовых гласных совпадает с положением в соответствующих неносовых гласных.

   Для правильного произнесения нужны следующие условия:

а) рот должен быть свободно открыт;

b) язык должен лежать неподвижно;

c) выдыхание при произнесении носового звука должно быть сделано через нос.

[ã] – носовой

[a] - открытый

[] - носовой

[] - открытый

[*] - носовой

[*] - открытый

[] - носовой

[ε] - открытый

(vacances) an

Звук

en (tente)

[ã]

(camp)  am

em (temps)

Упражнения.

1. Произнесите [aã]. Внимательно прослушайте, как эти звуки произносятся:

[pa – p ã]

[ka – k ã]

[ma – m ã]

[ka – g ã]

[ba – b ã]

[ga – g ã]

[na – n ã]

[ta – b ã]

[fa – f ã]

[ta – d ã]

[la – l ã]

[la – s ã]

[va – v ã]

[sa - s ã]

[ra – r ã]

[ra – d ã]

[∫a - ∫ ã]

[ma – n ã]

2. Следите за долготой [a] в конечном закрытом слоге.

a)

[a – a – a:z – a:z]         [ma – ma:]          [ka – ka:p]         [*a - *a:n]

b)

[ta:t – pa:t – pa:s – la:s – ba:k – fa:t – tra:t]

c)

[ga – te – sa’te – ma’te – ma’ke – ta – ‘te]

3. Прочитайте слова, правильно артикулируя [ã]. Найдите их значение по словарю:

plan

France

rang

lampe

genre

entracte

ensemble

compagne

aventure

partisan

propagande

champagne

avant

garantie

scandale

agent

4. Сравните [a].

va – vent

là – lampe

gras – grand

chat – chant

sa – sans

dada - danse

5. Произнесите глаголы со звуком [a]. Найдите их значение по словарю и выучите: